X
"Уход от деятельности" и чрезмерное фантазирование у дошкольников
просмотров: 2831
29.02.2024
У некоторых дошкольников наблюдается погружение в себя в сочетании с чрезмерным фантазированием. Нередко такие ребята отказываются от выполнения общих для всех заданий, неохотно или непродолжительно (после долгих уговоров) принимают участие в групповых играх со сверстниками и взрослыми.
Родители ребёнка с симптоматикой «ухода от деятельности» обычно жалуются, что ребёнок невнимателен, рассеян, постоянно «витает в облаках». Характерными являются жалобы на чрезмерное фантазирование ребёнка, которое родители расценивают как враньё, при этом они отмечают его бескорыстный характер, отчего оно становится ещё более непонятным для них. Родители зачастую даже спрашивают, как наказывать ребёнка за такое вранье.
Типичным является случай с одной девочкой, которая рассказывала, что она была в иностранном посольстве, где прозрачные лифты возили людей с этажа на этаж, а перед посольством стояли «орлы в позах». Показательным здесь является то, что родители хорошо знали это посольство, находившееся на их улице и являвшееся обычным одноэтажным домом.
Под «уходом от деятельности» следует понимать уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребёнок периодически как бы отсутствует, не отвечая на вопросы взрослых, будучи погружённым в себя, в свой внутренний мир – мир фантазий и грёз. Он мысленно представляет себя героем, знаменитым путешественником, спортсменом, артистом и т.д. Дети строят «воздушные замки», в которых живут и получают столь необходимое им признание. Важным является и то, что ребёнок сам искренне верит в эти фантазии, т.е. происходит как бы подмена действительной реальности воображаемой.
Такие «игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих. Ведь в основе «ухода от деятельности» и лежат повышенная потребность во внимании и неудовлетворённая потребность в игре.
Каковы же условия формирования данного типа развития у детей?
Дело в том, что некоторые родители склонны недооценивать ведущую роль игры в психическом развитии дошкольника. Они всячески стремятся ограничить игровую деятельность своего ребёнка. («Ну что ты всё время играешь, займись лучше делом», «Такая большая девочка, скоро в школу пойдёт, а всё играет, как маленькая».)
Известно, что дети очень чувствительны к ожиданиям взрослых, поэтому они переходят к другим формам активности. Не найдя достаточного удовлетворения, игровая потребность компенсируется «игрой в уме». Если это к тому же демонстративный ребёнок, испытывающий дефицит внимания, то созданы все условия для «ухода» ребёнка от окружающей действительности в мир фантазий и грёз. Он остаётся один на один со своими фантазиями, не имея возможности привлечь к себе реальное внимание, так как не сильно выраженная демонстративность не выплёскивается в негативистическую демонстративность (т.е. привлечение внимания негативным способом), а тревожность, развивающаяся как результат нереализованной демонстративности, блокирует положительные формы привлечения внимания. Таким образом, личностные особенности ребёнка (тревожность и демонстративность) создают своеобразный замкнутый круг.
В случае своевременной коррекции «ухода от деятельности» прогноз развития (как личностного, так и умственного) благоприятный.
Основные рекомендации сводятся к следующему:
во-первых, деятельность воображения надо развернуть вовне, направить её на реальные творческие задачи (рисование, драматизация и др.), так как воображение, реализуемое в продукте, «дисциплинируется», обретая строгие рамки, начинает соотноситься с действительностью;
во-вторых, в этой реальной продуктивной деятельности необходимо обеспечить внимание ребёнку, эмоциональную поддержку, успех, тем самым повышая ценность продукта такой деятельности в глазах дошкольника.
В силу того, что эта деятельность должна быть успешной, она подбирается каждый раз индивидуально, с учётом наклонностей ребёнка и степени выраженности у него тревожного компонента. Например, занятия в драматических кружках рекомендуются очень редко, так как ребёнок чувствует себя в них скованно, а вот музыка, танцы, изобразительная деятельность являются для таких детей наиболее адекватными.
Родители ребёнка с симптоматикой «ухода от деятельности» обычно жалуются, что ребёнок невнимателен, рассеян, постоянно «витает в облаках». Характерными являются жалобы на чрезмерное фантазирование ребёнка, которое родители расценивают как враньё, при этом они отмечают его бескорыстный характер, отчего оно становится ещё более непонятным для них. Родители зачастую даже спрашивают, как наказывать ребёнка за такое вранье.
Типичным является случай с одной девочкой, которая рассказывала, что она была в иностранном посольстве, где прозрачные лифты возили людей с этажа на этаж, а перед посольством стояли «орлы в позах». Показательным здесь является то, что родители хорошо знали это посольство, находившееся на их улице и являвшееся обычным одноэтажным домом.
Под «уходом от деятельности» следует понимать уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребёнок периодически как бы отсутствует, не отвечая на вопросы взрослых, будучи погружённым в себя, в свой внутренний мир – мир фантазий и грёз. Он мысленно представляет себя героем, знаменитым путешественником, спортсменом, артистом и т.д. Дети строят «воздушные замки», в которых живут и получают столь необходимое им признание. Важным является и то, что ребёнок сам искренне верит в эти фантазии, т.е. происходит как бы подмена действительной реальности воображаемой.
Такие «игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих. Ведь в основе «ухода от деятельности» и лежат повышенная потребность во внимании и неудовлетворённая потребность в игре.
Каковы же условия формирования данного типа развития у детей?
Дело в том, что некоторые родители склонны недооценивать ведущую роль игры в психическом развитии дошкольника. Они всячески стремятся ограничить игровую деятельность своего ребёнка. («Ну что ты всё время играешь, займись лучше делом», «Такая большая девочка, скоро в школу пойдёт, а всё играет, как маленькая».)
Известно, что дети очень чувствительны к ожиданиям взрослых, поэтому они переходят к другим формам активности. Не найдя достаточного удовлетворения, игровая потребность компенсируется «игрой в уме». Если это к тому же демонстративный ребёнок, испытывающий дефицит внимания, то созданы все условия для «ухода» ребёнка от окружающей действительности в мир фантазий и грёз. Он остаётся один на один со своими фантазиями, не имея возможности привлечь к себе реальное внимание, так как не сильно выраженная демонстративность не выплёскивается в негативистическую демонстративность (т.е. привлечение внимания негативным способом), а тревожность, развивающаяся как результат нереализованной демонстративности, блокирует положительные формы привлечения внимания. Таким образом, личностные особенности ребёнка (тревожность и демонстративность) создают своеобразный замкнутый круг.
В случае своевременной коррекции «ухода от деятельности» прогноз развития (как личностного, так и умственного) благоприятный.
Основные рекомендации сводятся к следующему:
во-первых, деятельность воображения надо развернуть вовне, направить её на реальные творческие задачи (рисование, драматизация и др.), так как воображение, реализуемое в продукте, «дисциплинируется», обретая строгие рамки, начинает соотноситься с действительностью;
во-вторых, в этой реальной продуктивной деятельности необходимо обеспечить внимание ребёнку, эмоциональную поддержку, успех, тем самым повышая ценность продукта такой деятельности в глазах дошкольника.
В силу того, что эта деятельность должна быть успешной, она подбирается каждый раз индивидуально, с учётом наклонностей ребёнка и степени выраженности у него тревожного компонента. Например, занятия в драматических кружках рекомендуются очень редко, так как ребёнок чувствует себя в них скованно, а вот музыка, танцы, изобразительная деятельность являются для таких детей наиболее адекватными.