Ребёнок не говорит: как учить ребёнка говорить? Упражнения, игры и рекомендации
Что же делать маме, если ребёнок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?
1. Чтобы научить ребёнка говорить, дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов.
Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но... именно рассказывать, а не читать по книжке!!!
Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребёнка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
3. Рассматривайте с ребёнком картинки.
Многих родителей волнует вопрос, как учить ребёнка говорить? Ответ прост: больше читайте и рассматривайте книги, говорите с ребёнком.
Картинки должны быть чёткие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошёл? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребёнок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
4. Разговаривая с малышом, всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант.
Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
6. Чтобы научить ребёнка говорить, играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок.
Для ранней коррекции задержки речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастикой можно заниматься буквально с первого месяца жизни младенца. Ярко показывайте движения губ, щек, языка, когда малыш готов подхватить игру. Если вы занимаетесь с ребёнком постарше, придумайте сюжет, который сделает гимнастику привлекательной для него.
• Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
• Облизать губы по кругу, дотянуться с силой языком до носа, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье),
• Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
• Облизать тарелку, как это делает киска.
• Приоткрыть рот, побарабанить языком по верхним зубам (словно барабанщик).
• Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им воду», слегка причмокивая.
• Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
• Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
• Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
• Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
• Почистить зубы язычком (провести языком по верхним, потом по нижним зубам).
• Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
• Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
• Показать ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
«Непонималки».
Неговорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой, мужественно стоять на своём. Но успокоить ребёнка всё же придётся: «Скажи, как я» или «Давай попробуем сказать вместе» и т.д.
Игра «Что это?»
Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «Что это?»
Чаще обращайтесь к вещам и объектам, которые окружают вас и вашего ребёнка. Обсуждайте их, побуждайте малыша задавать вопросы и задавайте их сами: «Посмотри, кто это? Собачка! А как собачка говорит? А как собачка пьет водичку языком?» и т.д. Рассматривайте овощи на грядках у вас на даче, животных и людей во дворе, комментируйте каждое действие и давайте возможность это делать ребёнку.
«Что звучит?»
Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное или показывает на заранее подготовленные картинки (звук бумаги, пакетика, погремушки, колокольчика, тарелки, стакана и т.д.).
МАМАМ НА ЗАМЕТКУ
Не зацикливайтесь на том, что ребёнок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, её спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребёнку, чтобы заговорить!
Родители должны знать: бездействие может привести к плачевным последствиям. После 4 лет велика вероятность перехода от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребёнка.