Начинаем активно говорить
Как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестрички. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным правилам, требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов. Ну, а если у Вас единственный малыш, обратите особое внимание на его речевую активность. Вот некоторые рекомендации:
- Специально создавайте ситуации.
Например, мама забывает поставить малышу его тарелку на стол и зовёт ребёнка кушать вместе со всеми. В такой ситуации маленький ребёнок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом ко взрослому. Если малыш не может найти нужных слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос: "У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, ещё раз! У тебя нет тарелки или ложки?"
- Стимулируйте ребёнка употреблять личные местоимения.
Важно, чтобы малыш учился различать, кто "он", а кто "она", где "твоё", а где "его". Для этого можно задавать ребёнку вопросы типа: "Мальчик – это "он" или "она"? А мама – это "он" или "она"? А лисичка – это "он" или "она"? В русском языке родовые различия выражены соответствующей формой личного окончания глагола в прошедшем времени. Дети после 2 лет уже неплохо помнят события, которые произошли недавно. Например, с героями детской сказки. Поэтому можно обращаться к малышу и с "замаскированным" вопросом: "Лисичка убежала или медведь убежал? Он убежал или она убежала?"
- Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем.
Например, рассматривая совместно с ребёнком картинки про мишку, который хотел полакомиться мёдом лесных пчёл, начинайте фразу, но не заканчивайте её, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. "Мишка по лесу...(идёт. Гуляет). На дереве – улей с мёдом. Мёд мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево...(лезет). А сейчас сюда пчёлы...(летят)..."
- Активизируйте употребление разнообразных прилагательных.
Многие молодые родители ошибочно полагают, что самым важным для ребёнка является умение назвать цвет предмета. Это глубокое заблуждение! Ваш малыш, прежде всего, должен освоить такие качественные прилагательные, как "большой - маленький", "горячий - холодный", "хороший - плохой" и т.п.
- Обратите особое внимание на произношение Вашего ребёнка.
Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые многосложные слова, например "халатики, вафельки, бусинки". Он должен правильно произносить простые согласные (п, б, м, в, ф, т, д, к, г, н).
Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция вялая. При увеличении длины слова ребёнок начинает как бы "мямлить", чёткость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинаю искажаться даже простые слова.
Потренируйте малыша в игре произносить слоговые серии типа ва-ва-ва, па-па-па и т.д. Поиграйте в игру "Пулемёт": т-т-т..., "Барабанщик": д-д-д...
- Стимулируйте употребление простых предлогов (на, под, в, из, за).
Когда малыш пользуется не предлогом "на", а заменяет его на аморфную словоформу "а" – не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны Вашему ребёнку, может ли он "спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек", умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги ( "Достань машинку из ящик. А мячик спрятан в сумочке.") Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы малышу нужно было обратить внимание на предлог, употреблённый в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).
Помните, что артикуляционные возможности Вашего малыша ещё значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребёнок может рассказать внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искажённой форме. Старайтесь не обидеть ребёнка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте приём "совместного говорения" трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвалой маленького собеседника. Вместе с тем речь ребёнка должна быть понятна не только Вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельное произнесение коротких фраз и воспроизведение знакомых текстов сказок и стихов.