Готовимся к поступлению в логопункт
Однажды в парке, сидя на лавочке, я разговорилась с бабушкой Валеры — 6-летнего подвижного мальчика, который тут же неподалеку нарезал круги на велосипеде. Мальчик несколько раз подкатывал к нам, чтобы рассказать об утках, прилетевших на пруд неподалеку. При этом он уверенно назвал их породу, обратил внимание на «причудливую окраску» и «любопытные повадки». Прямо так и сказал!
Бабушка охотно включилась в обсуждение того, что видел Валера, а после того как она спросила: «Ну, ты почитаешь сказки Пушкина или еще погоняешь?» — я не выдержала и завела разговор. Оказывается, Валера в 4 годика совсем не говорил. Так, отдельные «лепетные» слова, просьбы выражал жестами и голосом. До 3 лет врачи говорили, что «еще рано волноваться», а к 4 годам набросились с упреками: «Где же вы раньше были — ребенок неговорящий!»
Мама Валеры отнеслась к проблеме со всей ответственностью: записала сына на необходимые обследования, посетила комиссию по набору детей в логопедическую группу. С диагнозом «общее недоразвитие речи первого уровня» Валеру взяли в логопедический садик недалеко от дома. Тогда была весна, начало обучения — в сентябре, за полгода многого удалось добиться.
Решительности Валериной маме было не занимать. Понимая, что необходима информация о том, что же такое логопедическая группа, она познакомилась с родителями малышей, которые как раз заканчивали первый год обучения. Все мамы как одна жаловались на высокие нагрузки, даваемые логопедом, на неподъёмные домашние задания, для которых заведена специальная тетрадь. А главное — многие дети просто отказываются заниматься дома по этим тетрадкам, капризничают, шалят. В общем, неинтересно им. Вот тогда Валерина мама и решила, что к поступлению в логопедическую группу нужно готовиться заранее и целенаправленно.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Самое важное, что должна сделать заботливая мама, — это создать условия для регулярных занятий с ребёнком дома.
Давно замечено, что у логопеда в кабинете малыш сосредоточен и работоспособен гораздо больше, чем дома. Срабатывает так называемая «установка на место», или, другими словами, привычка сосредотачиваться и работать в конкретном месте.
Для начала выберем место для занятий и займёмся наведением порядка.
Заведите для каждой вещи свое место, убирайте её туда ВМЕСТЕ с ребёнком. Даже в 2 года это совсем не сложно! Таким же образом постепенно приучите кроху, что у него есть место для занятий: столик, стульчик, зеркало на столике, тетрадь с заданиями, пособия на полочке рядом, карандаши, наклейки в ящичке.
Итак, место для занятий выбрано, теперь надо подумать, когда заниматься. Время, конечно же, лучше назначать одно и то же. На стол можно поставить часы: так вы постепенно приучите ребёнка заниматься в определенное время ровно столько, сколько договорились. «Смотри, мы с тобой будем заниматься 20 минут. Когда вот эта длинная стрелочка подойдет к цифре „4“. Договорились? Будешь сам следить?» Когда с малышом договариваются, как со взрослым, ему уже неловко отказываться, ныть... Ведь надо следить за стрелочкой! Можно использовать и песочные часы, это еще интереснее.
Определенный ритуал поможет крохе быстрее сосредотачиваться на занятии, снизит тревожность — ведь заранее известно, что будет дальше. Например: сначала вы вместе проверяете, всё ли необходимое для занятия у вас есть под рукой. Если чего-то не хватает — пусть малыш принесет. Затем вы начинаете играть:
- Сделали дыхательные упражнения, потом — пальчиковая игра.
- Затем обязательно потренировали фонематический слух и слуховое внимание.
- Потом пара-тройка игр с язычком и губками.
- А в конце что-нибудь самое любимое — логопедические раскраски, пазлы (для развития зрительного восприятия и мышления), возможно, игра в логопедическую компьютерную игру (например, из серии «Игры для Тигры»).
После 20-30-минутного занятия осталось только убрать рабочее место и с чистой совестью можно «повалять дурака».
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ?
Прежде всего, угрожать и запугивать малыша: «Если ты не сядешь заниматься, я тебя накажу!» (или уйду, не буду любить, играть, не дам игрушки и т. д.). К сожалению, это часто случается и только лишний раз подтверждает родительское бессилие или нежелание понять ребёнка.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться ставить звуки: это должен делать обученный специалист. В противном случае крохе может угрожать ухудшение звукопроизношения.
И, конечно, категорически нельзя наказывать малыша за неудачно выполненное задание. Ведь сам ребёнок не отвечает за свои проблемы в речевом развитии. За это несут ответственность родители. Потому они обязаны делать всё возможное для устранения речевого дефекта и проявлять терпение.
Договаривайтесь со своим ребёнком, и Вы обязательно получите положительный результат.