Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Игры для развития речи детей с трёх до пяти лет

03.02.2017

ЧТО БЫВАЕТ… КАКОЕ БЫВАЕТ…Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами:
 "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребёнок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите её сами и предложите аналогичную - с ещё одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твёрдым бывает…).
Или наоборот:
 "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зелёным или жёлтым, резиновым или пластмассовым. А ещё… " и так далее о других предметах или живых существах.
 "А может мячик быть одновременно жёлтым и зелёным? А одновременно мягким и жёстким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твёрдое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее.

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребёнка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребёнок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встаёт
сначала самолёт взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребёнок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот
Поменяйтесь ролями - ребёнок начинает, вы продолжаете.


ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…Возраст: от 3-4 лет.  
Вы задаете вопрос - ребёнок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадёт мячик? Палка? Полотенце? Котёнок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С… С ЧЕМ МОЖНО ДЕЛАТЬ…Возраст: от 3-4 лет.
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а ещё…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а ещё..." - ребёнок продолжает.
 Или:
 "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а ещё…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребёнок начинает, вы продолжаете.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ Возраст: от 3-4 лет.
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребёнок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а ещё…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идёт, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьёт, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребёнок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лёд - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а ещё …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лёд, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печёт пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьёт воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.

ЧТО ГДЕ? КТО ГДЕ? Возраст: от 3-4 лет.
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.

Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребёнок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растёт в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

УГАДАЙ, КТО ЭТО? Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребёнка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь) 

И наоборот, ребёнок загадывает, взрослый отгадывает.

ОДИН – МНОГО Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый для примера даёт несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребёнка.
"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
Сначала не старайтесь запутывать ребёнка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:

"Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьётся)
Можно и наоборот:
"Десять столов, девять столов, восемь столов, семь столов, шесть столов…" и так далее до одного или пока не собьётся.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредёт, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребёнку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовёте предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

УМЕНЬШАЕМ И УВЕЛИЧИВАЕМ Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."
Далее пусть ребЁнок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
То же самое можно делать "в обратную сторону".
Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребёнок произносит слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детёнышей животных вместо правильного ответа.
Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - телёнок, а корова - коровка.
Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:
Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый:
"Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чём я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться,
большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны,
Ребёнок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребёнка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает её папе или бабушке.

ОПИШИ ОДНИМ СЛОВО Возраст: от 4-5 лет.
Задача, которая стоит перед ребёнком похожа на предыдущую, только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять эти термины в разговоре с ребёнком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.
чашка для чая? (чайная), машина для гонок? (гоночная), щётка для чистки зубов? (зубная), котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная), лапа собаки? (собачья) и так далее.

 

КОМУ ЧТО НУЖНО Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый называет человека или животное, а ребёнок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до трёх или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребёнка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.
 

https://vk.com/razvitie_detei 


Возврат к списку