Речевая готовность ребёнка к школе
Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде чем учить ребёнка чтению и письму, нужно заложить основу успешного освоения грамоты:
Правильность произношения звуков русской речи.
Умение выделять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки,
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, определять место звука в слове; уметь подсчитывать количество звуков, слогов в слове; умение работать со схемой слова.
Умение составлять предложения, распространять его; уметь определять
количество слов в предложении; составлять схемы предложений (в виде полосок, прямоугольников, деревянных кирпичиков).
Ребёнок должен уметь:
• составить устно предложения по трём опорным картинкам (то есть составить предложение из трёх слов);
• составить предложения по сюжетным картинкам: "Мальчик читает книгу", "Девочка гонит козу", "Кролик ест морковку" (ребёнок называет предложения по этим картинкам, определяет количество и последовательность слов в каждом предложении);
• составить распространённые предложения по вопросам где? как? когда? (с опорой на сюжетные картинки);
• из ряда слов составить предложения: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.
• составить устно предложения, используя словосочетания: высокие ели, весёлая песня, большие лужи, спелая земляника, резвые котята, полная корзина, широкие улицы:
Умение употреблять слова с противоположным и похожим лексическим
значением (антонимы и синонимы); умение использовать слова с обобщающим понятием (чашка, ложка, тарелка – это посуда).
Умение согласовывать существительные с числительными (один карандаш,
два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей), образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (стол-столы-столов, стул-стулья-стульев), относительные прилагательные (отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие; меховая, фарфоровая) и притяжательные прилагательные (отвечают на вопросы: чей, чья, чье, чьи; лисий хвост, заячьи уши), правильно использовать предлоги (обратить внимание на предлоги С(СО) – с полки, со стола; ИЗ-ЗА и ИЗ-ПОД).
Умение пересказывать текст, сохраняя смысл и содержание; ребёнок должен
уметь самостоятельно составлять рассказ.
В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности - письмо. А обучение письму - это серьёзный стресс для первоклассников. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом.
Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии "дрожат", если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение "вслепую" форм предметов -сначала самых простых. Потом можно и более сложных. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.
Графические умения: обведение предмета по контуру, штриховка предмета внутри контура, копирование рисунка, дорисовывание фигуры.
О чём следует сказать учителю перед началом учебного года.
Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Ложный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно – «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто бывают причиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.
Итак – расскажите учителю о развитии и здоровье ребёнка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха. Особо отметьте, если ребёнок очень ленивый или левша.
Не забудьте рассказать:
– как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро отвлекается, рассеянный, быстро утомляется);
– каковы особенности его поведения (спокойный, дисциплинированный, беспокойный, легко возбудимый, раздражительный, плохо управляемый);
– как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);
– что Вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстрактными понятиями, может обобщать; память – хорошая или плохая);
– как развита речь (произносит правильно все звуки, неправильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).
Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.
Советы логопеда.
- При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь.
Звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. - Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
- Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «Понятен ли ему ваш ответ?». Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.