Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Гиперактивные дети: организация режима жизнедеятельности

18.04.2016

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка:

1. Установите режим дня для ребёнка. Отход ко сну, приём пищи, прогулки, время для занятий, игры, посещение спортивных секций – всё должно быть чётко структурировано. Постоянство окружающей обстановки и среды для гиперактивного ребёнка очень полезно, т.к. предоставляет ему возможность чувствовать себя более спокойно. Избегайте спонтанности, чрезмерной суеты и частого введения каких-либо новшеств – это дезорганизует.

2. Избегайте, по возможности, общественных шумных мест с большим скоплением людей (ограничьте посещение торговых и игровых центров, кинотеатров и т.п.). После посещения подобных мероприятий учитывайте состояние ребёнка – его нервная система перевозбуждается, не может самостоятельно переключиться на отдых; ребёнок нуждается в спокойной обстановке, спокойных играх. В моменты эмоционального и двигательного перевозбуждения требовать от ребёнка послушания бесполезно. Помогите ему переключиться на спокойные игры (порисуйте вместе с ним, почитайте любимую книгу, или погуляйте в спокойном месте).

3. Чрезмерно активному ребёнку нужен полноценный отдых, и прежде всего сон. Перед сном исключите шумные подвижные игры, продолжительный просмотр телевизора или компьютерные игры. Разработайте ритуал отхода ко сну. Перед сном об окончании игр ребёнку может сообщать таймер (сигнал должен срабатывать заранее, минут за 10, т.к. у ребёнка должна быть возможность завершить игровую деятельность, переключиться на ритуал отхода ко сну, убрать игрушки). Кроме того, введение таймера позволяет снизить конфликтность между родителем и ребёнком по поводу необходимости завершения игровой деятельности. Ритуал отхода ко сну может быть таким: уборка игрушек, посещение ванной комнаты, приём стакана тёплого молока, прослушивание любимой сказки на ночь. Родители должны проявлять твёрдость в выработке у ребёнка подобных ритуалов, а также поощрять ребёнка за их соблюдение.

4. Если вы занимаетесь с ребёнком дома по какой-либо развивающей программе (например, тренируете речь по рекомендации логопеда, или внимание, мелкую моторику), планируйте занятия в определённые дни, в строго установленное время. Наибольший пик умственной активности приходится на часовые периоды суток: 9.00-13.00 и 17.00-19.00. Для физических нагрузок в вечернее время подходят часы – 16.00-18.00.

5. Продолжительность занятий должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка. Занятие для ребёнка 6-7 лет не должно превышать 30-ти минут. Учитывая индивидуальные возможности гиперактивных детей, необходимо делить 30-ти минутное занятие на блоки: 10 минут занимаемся спокойной деятельностью (например, сидя за столом), 5 минут – двигаемся, 10 минут занимаемся, 5 минут двигаемся. Продолжительность занятия, требующего усидчивости нужно увеличивать постепенно, при условии сохранения устойчивой работоспособности у ребёнка. Если он начинает ёрзать, нервничать, капризничать, значит - необходим отдых. Надо сказать, что гиперактивный ребенок во время занятия может изначально вести себя беспокойно (ёрзать, раскачиваться на стуле, вскакивать и т.п.). Не следует ругать его за это. Постепенно он научится контролировать свои движения. В данном случае можно использовать тактильный контакт (положить руку на плечо) с просьбой закончить задание, или дать ребёнку в руки какой либо предмет (например, игрушку-«антистресс»), чтобы он удовлетворил свою потребность в двигательной активности и дослушал вас внимательно.

6. На столе и вблизи рабочего стола ребёнка (например, на стене) не должно быть лишних предметов, отвлекающих его от выполнения заданий. Также, при устройстве комнаты или личного пространства ребёнка избегайте излишеств и ярких оттенков.

7. Помните, гиперактивный ребёнок более длительно способен заниматься любимой игровой деятельностью (проявляя максимум усидчивости и сосредоточенности), а задания, предлагаемые взрослыми, кажутся ему менее интересными и, соответственно быстрее надоедают, поэтому он отвлекается чаще (ведь необходимо проявлять волевое усилие, а чрезмерно активному ребёнку это даётся нелегко). Помогайте ребёнку выполнять задания, не отвлекаясь: поэтапно формулируйте план действий, хвалите за проявление усердия, сосредоточенности.

8. Давайте ребёнку краткие поэтапные инструкции. В первое время он может проговаривать вместе с вами, что он делает (что будет делать). Эффективно проговаривать ребёнку план действий на день, полдня или на период занятия. Например: «Сначала ты будешь находиться в детском саду, а после ужина я тебя заберу; мы с тобой немного погуляем, сходим в магазин и пойдём домой. Проговаривание этапов деятельности способствует снижению тревожности, напряжения, позволяет ребёнку научиться планировать свои дела, поэтапно их реализовывать, быть организованным.

9. Следите за самочувствием ребёнка. Переутомление плохо сказывается на усвоении знаний, здоровье и поведении ребёнка. Хотя бы один день в неделю должен быть свободен от целенаправленных занятий (это касается и посещения спортивных секций); ребёнку должна быть предоставлена возможность для свободной игровой деятельности, полноценного отдыха в спокойной обстановке.

10. Не перегружайте ребёнка интеллектуальными и спортивными занятиями. Одного кружка и одной секции для него вполне достаточно. Подходящими видами деятельности для гиперактивного ребёнка являются: шахматы (развивают внимание, усидчивость), рисование, лепка, конструирование (развивают моторику, снимают напряжение), плавание (развивает координацию и произвольность движений, снимает напряжение), теннис, лыжи, скандинавская ходьба (развивают произвольность движений, снижают проявления импульсивности). Парные и командные виды спорта для гиперактивных детей не подходят, так как требуют дополнительных усилий для подстройки к согласованным действиям с другими участниками, а это им дается с большим трудом, является излишней нагрузкой.

11. Возьмите за правило играть с ребёнком в какую-либо интересную настольную игру с правилами. Время и продолжительность игры должны быть стабильными (например, с понедельника по пятницу в 19.00 в течение получаса). При этом, ребёнок должен сам достать игру с полки, разложить её для участников, по окончании игры – собрать, положить на то же место. Этот вариант игровой деятельности приучает ребёнка к умению действовать по правилам, организовывать свою деятельность, а также позволяет получить удовольствие от эмоционального контакта с родителями.

Сопровождение гиперактивного ребёнка стоит начинать именно с организации его режима дня. Также необходимо познакомиться с научно-практической литературой для осознавания особенностей гиперактивных детей. Поэтому мы рекомендуем вам книгу Екатерины Мурашовой «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей».


Возврат к списку