Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Детские истерики: как реагировать и предотвратить?

15.01.2017

   Детская истерика - состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребёнка, проявляется когда ребёнок не получает того, что хочет.

    Во время истерики ребёнок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьётся головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерётся, пинается и т.п.

    Истерики начинаются у некоторых детей в девять месяцев, чаще в полтора года; в возрасте до трёх лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания. По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

  Двухлетний ребёнок часто прибегает к истерикам, чтобы привлечь дополнительное внимание со стороны взрослых. В его арсенале несколько эффективных способов: громкие крики, упрямство, катание по полу в местах, где есть публика. Психологи утверждают, что такое поведение естественно для маленького ребёнка из-за несовершенства его эмоциональной системы.

    Особенно яркие истерики, появляющиеся, казалось бы, на ровном месте, заметны в три года. Этот период, который в психологии называют кризисом трёх лет, у всех детей выражается по-разному, однако основными симптомами считаются негативизм, своеволие и крайнее упрямство.

   Частые истерики в этом возрасте объясняются не желанием разозлить родителей, а обычным неумением идти на компромисс и выражать свои желания. Получив с помощью капризов нужную вещь, ребёнок и дальше будет манипулировать взрослыми для достижения собственных целей.

      К четырём годам истерические приступы обычно сами собой пропадают, так как малыш уже может выразить свои чувства словами.

   Капризы и истерики у детей старше четырёх лет зачастую являются следствием воспитательных промахов родителей. Ребёнку всё разрешают, о существовании слова «нет» он знает только понаслышке. Даже если не разрешает мама, всегда можно обратиться к папе или бабушке.

  Постоянное истеричное поведение у 4-летнего ребёнка может быть серьезным звоночком, свидетельствующим о наличии проблем с нервной системой. В случае если малыш во время истерики ведет себя агрессивно, наносит повреждения себе и другим, задерживает дыхание или теряет сознание, после приступа наблюдается рвота, вялость или усталость, то следует обратиться к неврологу.

   Если же у малыша со здоровьем все в порядке, значит, причины капризов и истерик кроются в семье и реакции близких людей на его поведение.

    Таким образом, наиболее распространенными причинами истерик в детском возрасте являются:

1.     Проблемы со здоровьем (неврологического характера);

2.     Ошибки воспитания (гиперопека, или отстранение, или непоследовательность);

    Одной из причин «нехорошего» поведения ребёнка может стать чрезмерная строгость родителей. В этом случае истерика выступает как желание противостоять такому стилю воспитания и отстоять собственную самостоятельность.

      Поступление в дошкольное учреждение, рождение в семье младшего братика или сестрёнки и развод родителей также способны вызвать приступы истерики. Для того чтобы избавиться от напряжения, малыш начинает стучать ногами, разбрасывать игрушки и громко кричать.

3.     Неудовлетворённые физиологические потребности (усталость, голод и т.п.);

4.     Состояние ребёнка во время или после болезни.

Как предотвратить истерику:

1. Поддерживайте распорядок дня. Дети раннего возраста и дошкольники чувствуют себя в безопасности, когда придерживаются чётко установленного режима. Голод и сонливость, вероятно, наиболее распространённые причины истерики. Их можно избежать, если соблюдать обычный дневной график отхода ко сну и приема пищи.

2. Подготовьте ребёнка к изменениям. Убедитесь, что предупреждаете его задолго до существенных изменений, например, таких как первый день в детском саду. Дав малышу время для приспособления, вы тем самым снизите вероятность появления приступов истерики.

3. Будьте твёрды в своих намерениях. Если ребёнок чувствует, что он может с помощью истерик влиять на ваши решения, то будет и дальше манипулировать вами, чтобы добиться своего. Убедитесь, что он знает: вы принимаете твёрдые решения и не передумаете в ответ на плохое поведение.

4. Пересмотрите свои запреты. Прежде чем отказывать малышу в просьбе, спросите себя, является ли ваш запрет действительно необходимым. Почему бы вашему сыну не перекусить, если ужин задерживается? Вы можете избежать истерики, просто сделав ему бутерброд. Не применяйте правила только ради правил, пересматривайте запреты.

5. Предоставьте выбор. Уже с двух лет малыш добивается большей автономности. Предложите ему простой выбор, чтобы он почувствовал себя самостоятельным человеком. Например, предложите на завтрак ребёнку выбор между овсяной кашей и кукурузными хлопьями. Только не задавайте такой вопрос, как: «Что бы ты хотел покушать?» Вы рискуете получить совершенно ненужный вам ответ. Спрашивайте: «Ты будешь кушать кашу или хлопья?»

6. Уделяйте больше внимания. Для ребёнка даже плохое внимание лучше, чем никакое. Убедитесь в том, что тратите достаточно времени и откликаетесь на его основные потребности в любви и ласке.

Как быстро прекратить истерику:

1.     Переключить внимание ребёнка на начальной стадии.

2.     Оказать ребёнку сочувствие (принять его чувства, сказать об этом, прижать к себе и т.п.).

3.     Если это демонстративное поведение, удалиться из поля зрения ребенка, не реагировать (игнорировать).

Чего не должны делать родители во время детской истерики:

1.Не спорьте с ребёнком, который в разгаре истерики всё равно ничего не понимает.

2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаёте правильность его метода.

3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением, не теряя достоинства.

4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощрённым за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.

5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

6. Не принимайте поведение ребёнка близко к сердцу. Не стоит терзаться чувством вины из-за эмоционального поведения малыша.

Если истерика уже началась:

1. Дайте понять ребёнку, что крики и вопли не влияют на вас, они не помогут поменять ваше решение. Если истерика не очень сильная, скажите: «Скажи спокойно, что тебе нужно. Я не понимаю тебя, когда ты кричишь». Если истерический приступ уже сильный, то вам лучше выйти из комнаты. Поговорите с малышом, когда он успокоится.

2. Постарайтесь изолировать ребёнка в самый пик эмоционального взрыва. Если это происходит дома, то оставьте его одного в детской, а если на улице – отведите туда, где нет других детей и взрослых.

3. Во время капризов ведите себя всегда одинаково, чтобы малыш смог понять, что его поведение неэффективно.

4. Объясните, как можно позитивными способами выражать своё недовольство. Уже с двух лет учите малыша употреблять в своей речи описание эмоций. Например, «я расстроен», «я сержусь», «мне скучно».

5. Следите за своими чувствами. Маленькие дети легко заражаются чужими эмоциями. Так что ваша агрессия может только усугубить ситуацию.

6. Будьте терпеливы. Если для ребёнка истерики уже стали традиционными, не ждите, что всё пройдёт сразу после первого раза, когда вы выйдете из комнаты и спокойно объясните всё ему. Чтобы новая модель закрепилась, потребуется какое-то время.

      Не стоит бояться истерик у детей, нужно учиться реагировать на них правильно. Если вы уже перепробовали все советы, перечисленные в этой статье, но по-прежнему наблюдаете у своего ребёнка истеричное поведение, обратитесь за профессиональной помощью.

   Является ли истеричное поведение ребёнка способом манипуляции, можно узнать, ответив на вопросы теста «Манипуляции в семье».

Тест «Манипуляции в семье»:

1.Бывает ли, что, не выполнив данное ребёнку обещание, вы «задабриваете» его в качестве компенсации подарком или лакомством?

2.Часто ли в общении с ребёнком вы прибегаете к условной форме : «Если ты….., то…?»

3.Часто ли вы сначала дав быстрый отказ, все же потом выполняете просьбу, желание, если малыш начинает капризничать, и у вас не получается его успокоить?

4.Часто ли вы намеренно обманываете ребёнка (из благих побуждений)?

5.Часто ли бывает, что один родитель запрещает ребёнку что-либо, а другой разрешает?

6.Бывает ли, что ребёнок притворяется заболевшим, чтобы добиться чего-нибудь от вас?

7.А наоборот?

8.Принято ли в семье пугать ребёнка (например, Бармалеем, милиционером, что не будете любить и т.д), угрожать, чтобы добиться послушания?

9.Бывает ли, что вы обижаетесь на ребёнка, и чтобы воздействовать на него, актуализируете у него чувство вины своим демонстративным поведением, например, не разговариваете с ним, не обращаете внимание?

10.Что-то из выше перечисленного случается в вашей семье при взаимодействиях между взрослыми членами семьи?

Более 8 ответов «да» - манипуляции наиболее частая форма взаимодействия в вашей семье.

От 7 до 5 ответов «да» - манипуляции достаточно частая форма взаимодействия в вашей семье.

Менее 5 ответов «да» - манипуляции случаются в вашей семье, но не являются основной формой взаимодействия.

 


Возврат к списку