Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Что делать, если ребёнок... ворует, обманывает

просмотров: 3770
22.01.2018

Если ребёнок обманывает…

 Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3–4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребёнка от «дурной привычки».

Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребёнка быть честным?

  Детская ложь — это способ:

- скрыть свою вину или неудачу;

- избежать наказания;

- выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;

- превзойти взрослого;

- подчеркнуть свою значительность;

- добиться похвалы или проявлений любви;

- оказаться в центре внимания;

- приукрасить действительность, пофантазировать.

Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают воспитателям придуманные причины и пропуска ребёнком занятий; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребёнку.

Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана.

Этого не следует делать: в результате «преступник» становится всё изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — всё меньше доверия.

Что делать:

1) определите причину, по которой ребёнок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) позаботьтесь о том, чтобы ребёнок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) будьте честны со своим ребёнком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребёнка ко лжи;
5) не навязывайте ребёнку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребёнка, когда он говорит правду (особенно, если сказать её было нелегко).

Если ребёнок ворует...

Среди причин детского воровства можно выделить следующие:

1. Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребёнок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.

2. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребёнок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».

3. Желание самоутвердиться. Ребёнок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.

4. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребёнка. Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребёнка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.

Как реагировать на воровство:

- постарайтесь понять, о чём говорит поведение ребёнка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;

- без угроз расскажите ребёнку о своих чувствах, связанных с его проступком;

- сообщите ребёнку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребёнка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.

Что делать:

1) с детства объясняйте ребёнку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи;
2) обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребёнком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
3) обращайте внимание ребёнка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
4) подавайте положительный пример ребёнку своим поведением;
5) объясняйте ребёнку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.

По материалам статьи психолога, канд. психол. наук Ю.В. Корчагиной.  


Возврат к списку