Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Как преодолеть негативные эмоции

просмотров: 800
08.07.2021

В жизни каждого ребёнка, как и у взрослого, немало стрессовых ситуаций.
Как помочь ему преодолеть негативные эмоции? Как научить владеть собой?

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние, то легче и окружающим, и ему самому.
Решить проблему помогут упражнения для развития умения понимать и принимать себя:

• Скажите ребёнку: «Прислушайся к себе. Если бы твоё настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твоё настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нём ребёнок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать своё настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

• Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребёнок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребёнок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и многих (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).

• Обсудите с ребёнком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:

Что тебя может разозлить?
Как ты себя ведёшь, когда злишься?
Что чувствуешь в состоянии гнева?
Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
Какие слова для тебя самые обидные?

Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения:

1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребёнок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами можете использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребёнка спокойно общаться с людьми, поиграйте: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребёнка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаёте вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребёнок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребёнка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приёмы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребёнка выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребёнка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»). Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплёскивания негативных эмоций:
• чашка (в неё можно кричать);
• тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
• листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене); карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
• пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять её или переделать);
• подушка «Бобо» (её можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксёрская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использованы и взрослыми!
5. Используйте средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребёнок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Поиграйте! «Обзывалки». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребёнка, захотите его «проучить», вспомните весёлые «обзывалки», возможно даже назовёте ребёнка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовёт обидчика «огурцом» (а не ...), вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте, плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребёнка и учитесь сами показывать эмоции, «выплёскивать» их без вреда для окружающих.


Возврат к списку