Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Раннее обучение чтению: за и против

просмотров: 1584
15.03.2015

С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается повышенный интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим этот вопрос на примере обучения чтению.

Процесс раннего обучения чтению для ребёнка трёх-четырёх лет является достаточно сложным.

Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребёнка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируется багаж его знаний, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Движущей силой развития старшего дошкольника является желание стать взрослым, стремление получить интересующую информацию и делиться ею со сверстниками. Ребёнок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью у сверстников. У детей трёх-четырёх лет ещё нет ориентации на сверстников, а желание стать взрослым удовлетворяется более доступными средствами – умением быть самостоятельным (надеть обувь, завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т.п.

В-третьих, преждевременная интеллектуальна нагрузка ведёт к перенапряжению структур головного мозга, что в дальнейшем может привести к деформации личности ребёнка.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению.

Положительные стороны:


1. Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика).
2. Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки).
3. Повышается уровень общего умственного развития.
4. Формируется волевой компонент.
5. Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас).
6. Развивается способность ребёнка развивать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время.

Отрицательные стороны:

1. Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность).

У большинства дошкольников ведущим полушарием является правое. Преждевременное развитие левого полушария, благодаря чему формируются логическое мышление, умение оперировать цифрами, знаками, приводит к обеднению эмоциональной жизни ребёнка и его дальнейшей аутизации. Все логические операции предполагают чёткие алгоритмы действий. Дети учатся стереотипами, шаблонно, изъясняются готовыми клише. Это «ходячие энциклопедии», абсолютно не владеющие элементарными навыками бытовой и социальной ориентации.

2. Игровая деятельность приобретает формальный характер.

Очень часто одной из причин неумения ребёнка играть является его раннее интеллектуальное развитие. Родителям значительно проще по готовым книгам выполнять с ребёнком предложенные задания, нежели придумывать какой-либо игровой сюжет, который требует развитого воображения и значительно более продолжительного времени для его реализации.

Ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребёнок познаёт мир, примеряет на себя различные роли, учится общению, постигает оттенки чувств.

3. Формируется неадекватная самооценка.

Одна из особенностей ранней интеллектуализации – стремление родителей к интеллектуальному превосходству собственных детей над остальными. С детства в юных «буквоежках» подогреваются эгоизм и чувство соперничества. Родители начинают сравнивать возможности ребёнка с возможностями его сверстников. Если ребёнок успешен – родители восхищаются уникальностью своего чада.

Если ребёнок с трудом справляется с поставленной задачей, то автоматически попадает в тяжёлую эмоциональную ситуацию. Мама начинает раздражаться, стыдить, ругаться, сравнивать с соседским успешным мальчишкой. Следствие этого – неизбежное формирование чувства собственной несостоятельности, заниженной самооценки.

4. Нарушение на уровне физиологического развития.

На уровне физиологического развития проблемными зонами в здоровье дошкольника могут стать следующие:

  • Качество зрения (только к шести-семи годам функциональное созревание глаза достигает взрослых характеристик).
  • Гиподинамия (низкая двигательная активность), возникающая вследствие малоподвижного образа жизни, влечёт за собой деформацию позвоночника.

5. Замедляется развитие социально-коммуникативных навыков.

Средний дошкольный возраст – это период зарождения интереса детей друг к другу. Дошкольники всё чаще проводят время в совместной игре, наблюдая за действиями сверстников, либо активно включаясь в любой совместный процесс.

Ребёнок вступая во взаимодействие со сверстником, начинает открывать для себя совсем иной мир человеческих взаимоотношений, в котором действуют другие правила и законы, не похожие на отношения со взрослыми. Мир, где приходится считаться с мнением другого, делиться игрушками, уступать в ущерб собственных интересам, отстаивать свои позиции с «боем».

Ребёнок, ориентированный родителями на раннюю интеллектуализацию учится заполнять своё коммуникативное пространство посредством погружения в мир информации, не требующей развития социально-коммуникативных навыков. Один на один с книгой ребёнок отстраняется от происходящего вокруг, аутизируется.

6. Дефицит общения между членами семьи.

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у родителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворённость тем, что ребёнок может занять себя делом. Таким образом, каждый член семьи занят своим делом, никто никому не мешает.

Межличностные контакты в современной семье обеднены не столько отсутствием времени, сколько недостаточностью эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, наличие эгоцентрических потребностей в реализации собственных интересов и игнорированием духовных потребностей растущих детей.

Таким образом, для полноценного созревания психики дошкольник должен пройти этапы своего развития последовательно, наполняя багаж знаний опытом практического и эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми.

По материалам статьи Ващенковой Т.И. «Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребёнка» // Справочник педагога-психолога. Детский сад, 2015. - № 3. – С. 25-31.


Возврат к списку