Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Главный успех ученика: личностно-мотивационная готовность к школе

просмотров: 957
17.05.2013

Уважаемые родители, даже если ваш ребёнок пойдёт в школу не в этом, а в следующем году, вам обязательно пригодятся эти знания!
Нами предложены некоторые задания, которые позволят ещё лучше узнать особенности психологической готовности ребёнка к школе.

О развитии знаний о школе

Что вы можете рассказать ребёнку о школе?

  • О возрасте детей, посещающих школу;
  • Зачем нужно учиться (и делать уроки);
  • Какие бывают оценки и зачем их ставят;
  • О школьных дисциплинах;
  • Как устроена школа (помещения; режим дня и т.п.);
  • О школьных правилах;
  • Какие проводят праздники в школе и т.п.

 

Рассказывайте о своей школьной жизни, показывайте школьные фотографии, грамоты, медали и т.д.

Рассказывайте ребёнку, какие знания вам особенно пригодились в жизни.

Разговаривайте о любимых школьных предметах, о друзьях, об учителях.

Предложите ребёнку ответить на вопросы:
1. Как обращаются к учителю?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить на уроке?
3. Что такое урок?
4. Как узнают, что урок начинается?
5. Что такое перемена? Что делают на перемене?
6. Что такое «школьная оценка»?
7. Для чего необходим школьный дневник?
8. Что такое каникулы?
9. Какие существуют школьные правила?

О развитии позитивного отношения к школе

Как показывает практика: у некоторых ребят перед поступлением в школу возникают тревожные мысли и складывается отрицательное отношение к предстоящему обучению. Основными причинами этих перемен являются:

  • Неподходящий темп проведения занятий, большой объем заданий в ситуации предшкольной подготовки - приводят к состоянию переутомления у ребёнка и отказу от занятий.
  • Ежедневные «тревожные» разговоры по поводу предстоящего обучения, высказывания «Как же ты будешь учиться, если уже сейчас...».
  • Провокация негативного отношения к школе («Скоро пойдешь в школу – там тебе покажут»; «Попробуй сказать, что читать не хочешь – сразу получишь двойку»).
  • Формирование неправильного отношения к школьной оценке.
  • Когда взрослые рано забывают, что ведущий вид деятельности для дошкольников – игра и заменяют ее учебной деятельностью. Результат – протестное отношение у ребёнка к занятиям.

 

На эмоциональное благополучие большое влияние оказывает самооценка и уровень притязаний. Дети с высокой самооценкой довольны собой, дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете.

Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к учёбе.

Обращайте внимание на такие особенности в поведении ребёнка, которые являются свидетельством низкого уровня самооценки и притязаний:

  • Частые самокритичные высказывания: «Я не смогу это сделать...»;
  • Негативные ожидания в отношении ситуации соперничества: «Зачем это делать? У меня все равно будет хуже, чем у других»;
  • Критическое отношение к успехам других «Просто ему повезло...»;
  • Нежелание признавать свои ошибки: «Я не виноват, что...»;
  • Склонность подчёркивать недостатки у других: «Зато он ябедничает...»;
  • Неспособность принять похвалу: «На самом то деле вы так не считаете...»;
  • Отрицательное отношение к детскому саду: «Воспитатель меня не любит...»;
  • Отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Мне не интересно...»;
  • Повышенная застенчивость, трудности в общении с малознакомыми людьми;
  • Повышенная чувствительность к критике: «Все против меня...».

 

Поддержку и развитие самооценки и уровня притязаний ребёнка необходимо осуществлять постоянно!

Проанализируйте высказывания по отношению к своему ребёнку хотя бы за один день, и вы поймёте, почему у него завышенная или заниженная самооценка, почему он боится трудностей или без страха берётся за любое дело.

Хорошо, если перед поступлением в школу у ребёнка самооценка несколько завышена. Ведь в школе успехи и неудачи ребёнка приобретают официальный характер, а к этому готов не каждый первоклассник.

Оценка эмоционального отношения к школе: тест «Кому что подходит?»

Инструкция для ребёнка:
Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому больше подходит каждое из них – школьнику или дошкольнику.
Другой вариант игры: подготовить карточки с указанными словами и 2 картинки – школа и садик (или портфель и игрушки и т.п.). Предложить ребёнку разложить карточки (например, если «хороший» - школьник, значит ребёнок кладёт данную карточку к картинке со школой).


Пары слов:
БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ
ВЗРОСЛЫЙ – ДЕТСКИЙ
ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ
ЧИСТЫЙ – ГРЯЗНЫЙ
СЛАДКИЙ – ГОРЬКИЙ
ГЛАДКИЙ – КОЛЮЧИЙ
БОЛЬНОЙ – ЗДОРОВЫЙ
ТЁПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ
АКТИВНЫЙ – ПАССИВНЫЙ
ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ
СМЕЛЫЙ – ТРУСЛИВЫЙ
БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ
СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ
СВЕТЛЫЙ - ТЁМНЫЙ

Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Например, из 15 положительных прилагательных - 8 ребёнок отнёс к школьной жизни. Это говорит об общем положительном отношении к школе.

О формировании внутренней позиции школьника

Внутренняя позиция школьника формируется у ребёнка постепенно и складывается из следующих видов мотивов:
1) широкие социальные мотивы, связанные с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений;
2) мотивы, связанные с учебной деятельностью, т.е. познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

Другими словами, ребёнок готовый к школе – хочет стать учеником и получать новые знания.

Если преобладают социальные мотивы учения – ребёнок спешит в школу, чтобы занять в обществе новую позицию школьника. Он прилежно будет выполнять роль ученика, ориентируясь на похвалу учителя, соблюдать школьные правила. Но если для ребёнка эта роль станет привычной, не появятся новые социальные мотивы учения (получение хорошего аттестата для овладения какой-либо профессией и т.п.) или не сформируются учебные мотивы, этот ученик рискует попасть в ранг «неуспевающих».

Если у ребёнка преобладает познавательная мотивация (таких детей можно назвать любознательными), он стремится в школу, чтобы узнать ещё больше. Отношение к учёбе у таких ребят - как к источнику интеллектуального удовольствия. Эти дети также могут стать неуспевающими. Ведь социальные мотивы учения у них не сформированы, а значит роль ученика выполняется ими небрежно. Монотонные задания (отработка навыков письма) им неинтересна. Повторение пройденного материала (выполнение домашних заданий) – неинтересно. Соблюдать правила, обязательные для всех – скучно. Иногда таких детей называют - «нарушители спокойствия».

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»

Задайте ребёнку вопросы и запишите полученные ответы:


1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду?
3. Чем тебе больше всего нравится заниматься в детском саду (дома)?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
12. В игре «Школа» что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими:
№ 1 – Хочу идти в школу.
№ 2 – Не хочу ещё на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 – Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.п.).
№ 4 – Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.
№ 10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 11 – Хочу быть учеником.
№ 12 – Пусть будет длиннее урок.


Возврат к списку