Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Развивающие игры для детей раннего возраста

просмотров: 971
11.11.2012

Кто-то из детских писателей однажды сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Их необходимо отыскать и затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном и наполнили мир ребёнка радостью. Верёвочка, которая заставляет их звенеть, — увлекательный досуг. Сделать его таким вам помогут разнообразные игры.

Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Благодаря игре можно улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребёнок всё время стремится идти вперёд.

Если вы хотите организовать развивающие игры для ребёнка раннего возраста, запомните 3 правила:

Правило первое

Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе

Во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Всё лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье

Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Игра «Что катится?»

Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребёнка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

Игра «Почтовый ящик»

Для проведения этой игры необходимо подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида. Ребёнку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причём каждое письмо в своё отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остаётся следить, чтобы ребёнок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.

Игра «Оденем кукол»

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание, надо дать трёх кукол.

Игра «Сверни ленту»

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займёт больше времени. Обратите внимание ребёнка на то, что одну из лент удаётся свернуть быстрее, чем другую. Разверните в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребёнок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берёт!

Игра «Построим башню»

Предлагаемая игра поможет сформировать понятие «устойчивый — неустойчивый». Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребёнком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а ещё выше — совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребёнку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребёнок лучше поймёт и смысл последовательного расположения фигур.

Игра «Воздушные шары»

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребёнку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Игра «Сравни предметы»

Игра на развитие внимания. Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребёнком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребёнком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).

Игра «Найди такой же»

Игра на развитие внимания. Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Найди ошибки»

Игра на внимание. Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой опущено 5—6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Игра «Зеркало»

Эта игра научит ребёнка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку — ребёнок тоже; вы топаете двумя ногами — ребёнок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя — и ребёнок тоже. Эта игра даёт большие возможности варьирования предлагаемых ребёнку действий. Затем, когда ребёнок научится с лёгкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.

Игра «Магазин»

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете отправить его в «магазин». Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребёнок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идёт подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.

Игра «Запомни узор»

Игра на развитие памяти. Постройте из кубиков домик, гараж или поезд. Дайте ребёнку возможность 1—2 минуты рассмотреть постройку, а затем предложите по памяти воспроизвести её из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребёнку неоднократно, постепенно усложняя их. Вместо конструктора можно использовать любые игрушки, например, мягкие, которые вы расставляете в определенной последовательности. Попросите ребёнка закрыть глаза или отвернуться, а сами спрячьте одну игрушку. Задача малыша – угадать, кто спрятался.

Игра «Шарик на горке»

Игра на развитие мышления. Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребёнку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега.

Игра «Сделай, как я»

Игра на развитие мышления. Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребёнка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для вас и вашего ребёнка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребёнком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб (по типу домика), а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда всё будет расставлено, предложите ребёнку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите всё сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребёнок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.

Игра «Угадай, кого загадали!»

Игра на развитие ориентирования в пространстве. В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребёнок вполне с этим справится.

Игра «Кто я?»

Игра на развитие творческих способностей. В неё можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для неё не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребёнка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолёт, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребёнка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.


Возврат к списку