"Мамочка, а ты за мной придёшь?"
Страх разлуки с мамой возникает у малышей в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих взрослых и детей. Знакомство взрослых с предлагаемой консультацией поможет ребятам, впервые поступающим в детский сад.
Начало посещения детского сада и неизбежное при этом расставание с мамой и со всем близким, родным и домашним может пугать и расстраивать детей. Некоторое время они чувствуют себя одинокими, заброшенными и забытыми. Взрослые должны помочь малышу восстановить радостное ощущение жизни в новых условиях, а для этого необходимо, чтобы они и сами были спокойны, тверды и уверены. Ребёнок взрослеет, и преодоление страха расставания с мамой на пороге детского сада – очередная ступень его личностного роста.
Что делать, чтобы страх не возник:
1. До поступления в детский сад начинайте готовить ребёнка к общению с незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости, на детские праздники, посещайте игровые площадки.
2. Помогайте малышу налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?»; «Во что ты играешь?»; «Смотри, что у меня есть!»; «Давай играть вместе!». Если ребёнок плохо говорит, говорите за него, показывая образец поведения.
3. Побывайте на площадке детского сада в вечернее время, когда родители спешат за детьми, забирают их домой. Понаблюдайте с малышом, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно играть в садике.
4. При знакомстве с воспитателями группы, постарайтесь рассказать о своём малыше как можно больше (о его любимых игрушках, занятиях, привязанностях и т.п.). При поступлении в наш детский сад родителям предлагается заполнить анкету, полезная информация из которой позволяет педагогу группы лучше узнать и понять Вашего ребёнка.
5. В первые дни не оставляйте малыша надолго. Воспитатель группы подскажет об оптимальной продолжительности его пребывания в детском саду. В последующие две недели не приходите поздно и не оставляйте ребёнка на целый день – это для него тяжело.
6. Научитесь мягко, но коротко расставаться с малышом. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте малыша резко от себя. Попросите, чтобы воспитатель группы помог вам переключить его внимание на что-нибудь интересное.
Что делать, если страх разлуки всё же возник:
1. Разделите чувства ребёнка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
2. Не вините, не ругайте и не наказывайте малыша за его страхи.
3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.
4. Если ребёнок боится идти в группу, выясните, с чем это связано: вам поможет игра в «детский сад».
5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло чего-нибудь неприятного для ребёнка.
6. Проконсультируйтесь с психологом детского сада, попросите понаблюдать за ребёнком и его взаимоотношениями.
7. Объясните ребёнку на доступном для него языке, почему Вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждёт.
8. Дайте ребёнку в детский сад любимую игрушку или «мамину вещь» (например, пахнущий мамиными духами платочек, или альбом с фотографиями).
9. Можно принести «сонную рубашечку» или «подушечку-думочку» или другой атрибут ритуала отхода ко сну, которые помогут малышу расслабиться во время дневного сна.
Помните, чтобы не провоцировать страхи, необходимо спокойствие, уравновешенность и доброжелательность во взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными и к воспитателям, и к детскому саду. И тогда ребёнку будут передаваться эти позитивные чувства.