Из опыта работы психолога: как адаптируются современные дети
Трудности в адаптации возникают из-за неготовности нервно-психической (когда ребёнок чрезмерно «изнежен»). До поступления в детский сад для него создавались особые условия, и как результат – нервная система не справляется с нагрузками – ребёнок часто болеет, с трудом привыкает к детсадовской пище, к новому режиму дня, необходимости соблюдать правила, действовать со всеми и т.п.
Нелегко привыкают дети, имеющие небогатый коммуникативный опыт (например, если ребёнок проводил много времени с мамой, а опыта общения с другими людьми у него практически нет). Присутствие других детей для него представляет «угрозу» (он отказывается от общения, кричит при приближении к нему сверстников), с трудом привыкает к новому воспитателю, или чрезмерно привязывается к одному из них.
Сложнее адаптируются дети, имеющие трудности в психическом развитии (речевом, познавательном и т.п.). Детям с особенностями в развитии бывает сложно выразить взрослому свои потребности, сосредоточиться на просьбе или усвоить правило.
Менее успешно при поступлении в детский сад чувствуют себя недостаточно самостоятельные дети (родители продолжают «уменьшать» своего ребёнка и всё за него выполняют – одевание, кормление). В результате ребёнок, не умеющий держать ложку и заявить о потребности посетить туалет, чувствует себя некомфортно.
Еще одной из причин усложнённой адаптации является скованность ребёнка, неумение его сигнализировать о своих нуждах, - смело обратиться к воспитателю с просьбой.
У детей со средним уровнем адаптации перечисленные трудности возникают фрагментарно, непродолжительно. А у детей с усложненной адаптацией – более длительно, интенсивно, комплексно.
Также, выявляется категория детей, которые создают впечатление вполне адаптивных – так называемые, «удобные» дети. При поступлении в детский сад такой ребёнок не плачет, ведёт себя спокойно, послушно и т.п. Но за этим поведением кроется отсроченная эмоциональная и поведенческая «буря». Чем раньше эта «буря» проявится, чем быстрее взрослые заметят такого ребёнка, тем выше вероятность положительной динамики в адаптации.
Выявляются и дети с «псевдоадаптацией» к новым условиям. Они приспосабливаются к психотравмирующей ситуации, но при малейших изменениях условий расширяется круг их невротических реакций (протестные реакции, патологическое упрямство, чрезмерное двигательное возбуждение и т.п.).
Ежегодно, в каждой группе для детей раннего возраста выявляется от одного до трёх ребят с усложненной адаптацией и, может быть, - один «несадовский» ребёнок. К «несадовским» детям я отношу, прежде всего, часто болеющих детей – болеющих серьезно, с высокой температурой. Такие детские болезни – проявление детских депрессий (ребёнок не может объяснить о дискомфорте, как взрослый и заявляет о психотравме через тело - соматическими проявлениями).
Как показывает опыт работы за последние 10-12 лет, большинство детей адаптируются успешно, потому что родители больше уделяют внимания подготовке детей к поступлению в детский сад, соблюдают рекомендации специалистов.
Возникает вопрос: что же делать с «несадовскими» детьми? Если ничего не помогает: ни предварительная подготовка ребёнка к детскому саду, ни доброжелательное отношение воспитателей к ребенку, ни индивидуальное психологическое сопровождение? Ответ один: подождать, пока ребёнок окрепнет и будет готов к выходу из семьи в большой социум. На данный момент ему с мамой лучше! И так будет правильней. Потому что самое главное – это здоровье!