Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

По дороге конструктивного разрешения конфликтов

просмотров: 698
10.03.2013

Какие ассоциации возникают у Вас при слове «конфликт»? А если представить конфликт в виде мебели, посуды, дерева, водоёма?

Чаще, при слове «конфликт» у людей возникают негативные ассоциации.

Конфликт можно сравнить с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаёмся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Таким образом, конфликт, как любое явление имеет и положительные стороны.

Позитивные функции конфликта:

  • Конфликт – источник развития. Чем значимее конфликт для его участников, тем сильнее его влияние на развитие интеллектуальных способностей.
  • Конфликт – сигнал к изменению. Возникновение конфликта означает о существовании определенного противоречия, о том, что необходимо что-то изменить (в себе, в отношении к другим людям), а иначе конфликт не разрешить. Перемены – путь к развитию!
  • Конфликт – это возможность сближения. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

Конфликт развивается по схеме: "нарастание – реализация – затухание". Если конфликт не предотвратить на начальной стадии, то его конструктивное разрешение возможно лишь на стадии «затухание», когда обе стороны «выплеснули» негатив.

Любой конфликт, в том числе и межличностный, имеет структуру: конфликт=конфликтоген1 + конфликтоген2 + конфликтоген3 ...

Конфликтоген – это коммуникативный или поведенческий элемент (слово, жест, интонация), способный вызвать напряжённость и конфликт в отношениях.

Наиболее распространённые конфликтогены - «слова – ёжики»:

  • Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.
  • Слова-оскорбления: негодяй, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.
  • Слова-угрозы: «мы ещё встретимся», «я вам это припомню», «ты ещё пожалеешь» и др.
  • Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка и др.
  • Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай» и др.
  • Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.
  • Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен"» и др.
  • Слова-обвинения: «вы всё испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват» и др.
  • Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «всё», «никто» и др.

Открывается ещё один способ предотвращения конфликтов: не употреблять в речи слова-конфликтогены или не реагировать конфликтогеном на конфликтоген.

Успешность решения конфликта зависит и от выбранной стратегии поведения:

  • Конкуренция (чтобы я победил, ты должен проиграть).
  • Приспособление (чтобы ты выиграл, я должен проиграть).
  • Компромисс (чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть).
  • Сотрудничество (чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть).
  • Избегание (я не возражаю, если ты выиграешь).

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает – или оба проигрывают, так как идут на компромиссные услуги. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов».

Любой конфликт похож на хлопок в ладоши. Чтобы он состоялся - нужны две руки, желание хлопать и сила для удара. Две руки можно сравнить с двумя партнерами, которые усердно выясняют отношения, причём вклад каждого в развитие конфликта равен 50-ти %.

Есть люди, которые очень любят хлопать в ладоши - по поводу и без повода. Одни любят очень сильные хлопки, такие, после которых горят руки, другие - хлопают слегка.

К сожалению, все мы так часто увлекаемся хлопками в ладоши или самим конфликтом, желанием быть правым и сделать по-своему, что не замечаем, как причиняем боль и себе, и близким.

Так давайте сделаем так, чтобы наши аплодисменты были лёгкими, приятными, приносящими удовольствие нам и окружающим!


Возврат к списку