Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

О развитии навыков общения детей 3-5 лет

просмотров: 977
05.11.2011

В развитии навыка общения средний дошкольный возраст (3-5 лет) играет значимую роль, поскольку именно в этом возрасте появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми выявляется у ребёнка на 3-м году жизни. Дефицит общения в раннем возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин нежелания посещать детский сад являются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, когда «могут обидеть», «дерутся», «врагов полно», когда, как сказал мальчик Ваня 4,5 лет с проблемами общения: «Всё не так, и дети не нравятся». По результатам исследований, каждый третий ребёнок дошкольного возраста нуждается в помощи взрослых по налаживанию отношений со сверстниками.

Перечислим основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, не позволяющие ребёнку дошкольного возраста полноценно общаться со сверстниками:

1. Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне. Мальчик Юра 4 лет для того, чтобы привлечь внимание того сверстника в группе детского сада, который ему понравился, подходил к ребёнку и толкал его.

2. Ребёнок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что даётся ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.

3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребёнка (в большей степени для ребёнка характерны переживания внутреннего плана: ребёнок не делится своими проблемами общения со сверстниками). Алёша (4 года) боится попроситься в детском саду в туалет. Мама Алёши отмечает, что трудности в общении были характерны и для неё самой в детстве, да и сейчас сохраняются, например: «Не могу спросить, как куда-то пройти».

4. Уже в дошкольном возрасте ребёнок проявляет способности в какой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малыша.

5. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.

Памятка для взрослых по улучшению навыков общения у детей:

1. Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребёнка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребёнка сделать её один на один, без присутствия кого либо.

2. Необходимо предоставить ребёнку возможность в чём-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно даёт ребёнку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

3. Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребёнка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребёнок.

4. В отдельных случаях при неблагоприятном положении ребёнка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии). На 30 дней детей с проблемами общения переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую группу). При этом такие отрицательные формы поведения у ребёнка, как обида, уступки, защитные реакции и т. п., уступают место положительным формам поведения: поддержать, похвалить, желание помочь и т. п. Очень важным является то, что на смену слезам, обидам и несдержанности эмоциональных проявлений приходят доверие, воодушевление и т. п. В целом при использовании метода возрастных перемещений отрицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю группу дети возвращаются, имея новые формы личностного реагирования. При преобладании у ребёнка эгоистических мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную группу). При таком относительном понижении успешности деятельности ребёнка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, нападки, ругань и т. п.), а потом их снижение и замена на положительные реакции.

Помимо перечисленных стратегий для решения проблем в общении у детей педагогу необходимо учесть, что при общем количестве детей в группе более 15 человек общение складывается с определенными трудностями, так как неминуемо происходит разбивка детей на подгруппы, которые легко превращаются во враждующие группировки, если власть в них переходит в руки авторитарных организаторов.

Помогут в решении проблем в общении и специальные игры по развитию общения. В зависимости от возраста детей используются для игры готовые сказки и сказки, сочинённые детьми. Игры необходимо направлять на решение неожиданных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умение договариваться. Умение договариваться является ключевой фразой при решении проблем в общении. Среди русских народных сказок сказка «Теремок» как нельзя лучше подходит для этих целей. В этой сказке приход всех персонажей символично можно обозначить как приход ребёнка в группу детского сада. Как рассказать о себе, как сделать себе рекламу, презентовать себя, как договориться с остальными? Ответы на эти вопросы можно помочь найти ребёнку во время проигрывания этой сказки.

Причины нарушения взаимоотношений детей в группе сверстников связаны с личностью ребёнка, родителей и педагогов. При нарушениях у ребёнка взаимоотношений со сверстниками взрослые, воспитывающие этого ребёнка, зачастую оказывают такие воспитательные воздействия на ребёнка, которые усугубляют ситуацию ребёнка с проблемами общения. Среди взрослых, воспитывающих ребёнка, особая роль принадлежит родителям и педагогам. При общении с родителями дети усваивают способ регуляции поведения, используемый родителями, который впоследствии будет взят на вооружение ребёнком и станет его собственным способом саморегуляции. Личностные характеристики родителей, не способствующие общению, в сочетании с такими же личностными характеристиками педагогов создают дополнительные трудности для ребёнка, уже имеющего проблемы в общении. Личностные особенности родителей играют основную роль в нарушении воспитательного процесса. Воспитательная неуверенность взрослых создает неуверенность в общении у воспитываемых ими детей. Происходит «заражение» неуверенным типом поведения, которое выражается в конфликтах. Стиль родительского поведения непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве. Дети дошкольного возраста уже имеют представление о том, как они будут воспитывать собственных детей. При имеющихся конфликтных отношениях с родителями (словесных и физических наказаниях) большинство детей отвечают, что воспитывать своего ребёнка будут «по-другому», «хорошо», «ласково», «по-доброму», отражая сознательное непринятие неприемлемых воспитательных воздействий взрослых. Но ежедневное проживание в обстановке, которую дети не в силах изменить, приводит к бессознательному «впитыванию» воспитательных воздействий родителей.

По материалам книги Е.Е. Алексеевой "Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?" - СПб.: Речь, 2008.


Возврат к списку