Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Активное слушание: слышим и понимаем чувства друг друга

просмотров: 980
06.02.2011

Путь к эффективному общению: 
Активное слушание – Слышим и понимаем чувства друг друга

Вся наша жизнь проходит в общении. Оно окружает нас с рождения и воспринимается так же естественно, как воздух, которым мы дышим. Общение может быть полезным, эффективным – когда мы получаем внимание, заботу, а может быть и неприятным – вести к ссорам, конфликтам.

Вы когда-нибудь слышал подобные диалоги?

1. Нетерпеливый родитель: «Ну, сколько можно! Одевайся скорее! Мы опаздываем!».

Ребёнок не позволяет помогать и демонстративно старается сам.

Родитель: «Сколько можно повторять – собираться нужно заранее!»

Ребёнок шмыгает носом, его глаза начинают блестеть.

Родитель: «Ты ещё тут «нюни» распусти!...».

2. Родитель: «Как дела в садике?».

Ребёнок: «Нормально».

Родитель: «Чем сегодня занимались?»

Ребёнок: «Ничем… Чем обычно».

Родитель: «Я не понимаю, как можно заниматься «ничем» целый день!».

Подобные диалоги говорят о непонимании друг друга, встречаются в общении близких людей и заканчиваются по-разному, обычно, так же – непониманием.

Общение можно сравнить с пищей, т.к. оно может быть здоровым, а может быть вредным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, отношения между близкими людьми.

Что мешает эффективно общаться? Прежде всего, это –  

ПОМЕХИ В ОБЩЕНИИ

ПОМЕХИ

ВЫРАЖЕНИЯ

Приказы, команды

«Быстро выключи телевизор!»;

«Подошёл ко мне, сейчас же!»;

«Рот закрой!»…

Насмешки, обзывания

«Какой же ты смешной, когда «дуешься», как старый дед!»;

«Ну и нарядилась!»;

«Хватит орать, как дурак!»..

Готовые решения

«Я думаю, надо сделать так…»;

«А ты в следующий раз сделай по-другому»;

«А ты возьми и скажи…»…

Угроза, предупреждения

«В последний раз повторяю!...»;

«Придём домой – ты у меня «попляшешь!»;

«В следующий раз будет хуже!»…

Догадки, подозрения

«А ты случайно мне не врёшь?»;

«Молчишь? Понятно! Значит, виноват!»;

«Я тебя насквозь вижу!»…

Критика

«Вечно ты «копаешься»…»;

«Всё у тебя не как у людей»;

«Мог бы и лучше сделать!»…

Упрёки

«Ты меня совсем не жалеешь!»;

«Я так старалась, а ты всё испортил!»;

«Я только для тебя и живу!»…

Мораль, нравоучения

«Ты должен вести себя хорошо»;

«Каждый нормальный человек обязан…»;

«Девочки не дерутся».

 

Что помогает в общении? Прежде всего, - это

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Когда ребёнок жалуется на кого-то, хочет нам о чём-то рассказать или просто не слушается, - взрослые обычно предлагают свой вариант выхода из ситуации, или слушают «в пол оборота», или читают «нотации».

Как вы думаете, чего ожидают от нас дети  в такие моменты?

Совершенно верно, ПОНИМАНИЯ!

Причины трудностей детей (и не только детей) в разных ситуациях скрыты в сфере чувств. Поэтому важнее ребёнка выслушать, понять, что он чувствует и сказать ему об этом. Здесь помогает активное слушание (понимающее слушание).

Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, обозначив его чувства.

Услышать чувство – проявить сочувствие.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:

1. Визуальный контакт! Когда взрослый поворачивается к ребёнку и смотрит ему в глаза, для ребёнка это означает, что взрослый готов его слушать. Даже малыши чутко реагируют на сигналы нашего тела.

2. Повтор услышанного от ребёнка. Важно повторить, что сказал ребёнок, а потом обозначить его чувства. Чтобы не создалось впечатление передразнивания, можно перефразировать сказанное ребёнком.

Пример 1.

Ребёнок: «Он меня обидел. Я не буду с ним здороваться».

Взрослый: «Ты на него обиделся и не хочешь с ним здороваться».

Пример 2.

Ребёнок: «Он дерётся. Я не хочу с ним играть».

Взрослый: «Он тебя ударил, и ты с ним не дружишь».

3. Обозначение чувства ребёнка. Обозначить чувство – значит проявить сочувствие. Если мы говорим: «Я понимаю тебя и принимаю то, что ты переживаешь», то в ответ получаем благодарность и готовность общаться.

«Я вижу, что ты расстроен»;

«Я понимаю, что тебя это злит»;

«Тебе страшно»;

«Ты плачешь от обиды»;

«Тебя это сердит»;

«Ты рад» и т.п.

4. О чувствах говорим в утвердительной форме. Предполагается, что вопросительная форма («Ты обиделся?»; «Рассердился, что ли?») не содержит сочувствия.

5. Между фразами делаем паузы. Это время принадлежит ребёнку. Не стоит «забивать» его замечаниями. Пауза помогает разобраться ребёнку в переживаниях и почувствовать, что мы рядом и готовы выслушать и поддержать.

Потренируемся? Постарайтесь обозначить чувства, а потом сформулировать свой ответ ребёнку. Варианты решений найдёте в конце консультации.

Ситуации и слова ребёнка

Чувства ребёнка

Ответ взрослого

Испортили рисунок. Ребёнок жалуется: «Миша испортил мой рисунок! Пролил на него воду!».

Ребёнку сделали укол. Он плачет: «Врач плохой!».

Ребёнок отказывается выполнять задание: «Я не буду это делать! Я не знаю, не понимаю!».

Ребёнок: «Я быстрее всех справился с этим заданием!».

Ребёнок плачет, что заболел и ёго не поведут на праздник.

Ребёнок разочарован содержанием подарка.

 

Итак, что даёт полезного предложенная техника активного слушания?

1. Исчезает отрицательное переживание. Ребёнок быстрее успокаивается. Учится регулировать своё эмоциональное состояние.

2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его выслушать, начинает больше рассказывать о себе. Появляется доверие между близкими людьми!

3. Ребёнок учится сам решать свои проблемы. Взрослый не навязывает свои варианты выхода из ситуации.

4. Ребёнок учится проявлять сочувствие, в том числе, и к своим родителям. В целом, улучшаются взаимоотношения между близкими людьми!

Иногда мне задают вопрос: «Применяя эту технику, взрослый добьётся от ребёнка желаемого поведения?».

Мой ответ: «Этот способ общения позволяет установить контакт с ребёнком. Есть много других способов для формирования желаемого поведения у детей. Одному из них (формирование «Я-высказываний») будет посвящена одна из последующих консультаций».

ВЫ ГОТОВЫ ПРИМЕНЯТЬ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ?

 

Ситуация и слова ребёнка

Чувства ребёнка

Ответ взрослого

Испортили рисунок. Ребёнок жалуется: «Миша испортил мой рисунок! Пролил на него воду».

Обида,

злость

Ты расстроен, ты старательно рисовал, а Миша залил его водой.

Ребёнку сделали укол, он плачет: «Врач плохой!».

Боль, ребёнок рассердился

Тебе больно, ты рассердился на доктора.

Ребёнок отказывается от выполнения задания: «Я не буду это делать! Я не знаю, не понимаю!».

Неуверенность;

Раздражение

Ты не уверен, что у тебя получится.

Ребёнок: «Я быстрее всех выполнил задание!»

Радость

Гордость

Восторг

Ты очень рад и гордишься своим успехом.

Ребёнок плачет, от того что заболел и ему не удалось побывать на утреннике.

Обида

Грусть

Ты расстроен, что не удалось пойти на праздник со всеми.

Ребёнок разочарован содержанием подарка.

Разочарование

Досада

Я понимаю твои чувства, ты разочарован, ты хотел получить что-то другое.


Возврат к списку