Правила обучения чтению
Что может помешать в обучении чтению?
· Прежде всего, нежелание ребёнка. Обучение чтению дошкольник должно проводиться только тогда, когда это приятно обеим сторонам.
· Индивидуальные особенности или проблемы развития ребёнка. Это может быть несформированность необходимых зон головного мозга, повышенная активность малыша, строение его артикуляционного аппарата и прочее.
· Множественное нарушение произношения звуков, их отсутствие или искаженное произношение.
· Чтение по старому образцу – по буквам (ЭМ, КА, БЭ). Звуковое чтение по звукам гораздо органичнее.
· Привязывание букв к картинкам. Наши старые добрые азбуки могут сослужить недобрую службу: ребёнок привязывает букву к определённой картинке. Например: букву Б называет бегемотом, Г – гусём и т.д.
Для чего это нужно родителям?
· Прежде чем начать обучение малыша чтению раньше 5 лет, стоит ответить самому себе на вопросы:
· Что в данном случае вам хочется больше: дать ребёнку новые возможности или услышать восхищение собой и малышом от окружающих и близких?
· Нравится ли самому малышу заниматься? Узнавать новые буквы и слова?
· Чья инициатива преобладает: ваша или ребёнка?
· Доступно ли ребёнку, что вы показываете? Или же он запоминает всё механически и забывает через несколько минут?
· Использует ли ребёнок полученные от вас новые знания в своей свободной деятельности (например, пытается считать предметы или изображать буквы, не получая такого задания)?
· Понимаете ли вы, что навык беглого самостоятельного чтения придёт к ребёнку не скоро? Ведь даже 9-10 летние дети просят почитать им книгу на ночь.
· Не лишит ли процесс обучения ребёнка подвижных игр, общения с ровесниками и родителями? Ведь от вынужденного бездействия малыши устают больше, чем от труда и движения.
Основные правила обучения чтению:
· Хорошо готовит к чтению звуковая культура речи. Играя с малышом, выделяйте голосом первый звук в слове.
· Если малыш достаточно хорошо разговаривает и может произнести большую часть звуков родного языка, предложите ему назвать первый звук. Разумеется, звуки должны быть те, которые малыш способен произнести правильно. Например: «Ссстол» - назови звук, который стоит в начале? (ссс…) А с какого звука начинается слово «ссстул» (тоже ссс…)».
· Не стоит называть звуки буквами. Если нужно сосредоточить внимание на одном звуке, так и назовите его звуком. Потому что буква – это то, что пишется. И выбирайте для игры слова с чётко слышимым заданным звуком, без смягчения и оглушения.
· Подбирайте слова, начинающиеся с одного звука. Играть в эту игру могут дети, начиная с 4 лет. Дальше можно усложнять: давать задание найти слово, заканчивающееся на данный звук или имеющее его в середине. Или попросить ребёнка определить количество данных звуков в слове. Эти задания уже сложнее – для детей 5-6 лет, но хорошо развивают фонематический слух.
· И, наконец, приучите себя чётко произносить слова, особенно новые. Это впоследствии очень поможет ребёнку произносить новые и сложные слова сначала по слогам и чётко, а затем как обычно.