Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Рецепт обучения чтению. Секретные ингредиенты

просмотров: 1047
08.10.2022

Прежде, чем приступить к процессу обучения чтению важно не перепутать "ингредиенты" и разграничить понятия "звук" и "буква".
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это символ, который обозначает один или несколько звуков.
То есть, всё, что мы произносим это звук, поэтому необходимо чётко формулировать инструкции с самого начала обучению чтению.

          Инструкции могут быть такими:

Ø Какой звук обозначает эта буква? На первых этапах обучения допустимо: какая эта буква?

Ø Буквы мы учим не так, как в алфавите, а как произносим, например: м, б, р, н и т. д.

Ø Не стоит учить ребёнка говорить это буква эм, бэ, ка и так далее. Дело всё в том, что он так и будет читать "ма", как "эма".
В какой же последовательности изучать буквы?

Выделим основные принципы:

Ø По частотности. Этот принцип подходит для детей, которые не имеют нарушения звукопроизношения. Сначала гласные первого ряда (а, у, о, э) и (и), потом частотные согласные (н, с, к, т, р, л, в, м, з, д, п), примерно после пятой согласно, вводятся гласные второго ряда (я, е, ё, ю). В самом конце нечастотные буквы (б, г, ж, й, х, ф, щ, ч, ш, ь, ъ).

Ø Второй принцип используется для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, и упорядочивает буквы по частотности и по лёгкости произнесения обозначаемых звуков, т.е. сначала гласные (а, о, у, и), потом звуки раннего онтогенеза (м, н, к, х, в, г, б, д, т....), затем звуки позднего онтогенеза (с, л, р, ш, ж, ч, ц...). Параллельно с ними изучаем гласные второго ряда и ь, ъ.
Предлагаем вам варианты игр для изучения букв:

Ø "Необычная буква". Сделайте на картонке букву из природного или бросового материала. Потом её можно использовать в играх на развитие тактильных ощущений, например "Отгадай на ощупь букву".

Ø "Найди букву". На листе бумаги напишите буквы, это также могут быть буквы вырезанные из газет, журналов, буклетов и приклеенные на лист. Просим ребёнка найти, например, букву А и обвести в кружок, закрасить зелёной краской, фломастером, положить на неё магнит, игрушку, камушек и т.д.

Ø "Волшебные кочки". Написать на небольших листочках разные буквы, разложить их на полу и накрыть, например, маленькими ковриками, подушками. Ребёнок проходит полосу препятствий, на пути ему встречается кочка, а под кочкой буква.

Ø "Угадай-ка". В игре участвуют от 2х и более человек. Один показывает букву или рисует её в воздухе. Остальные должны отгадать, что это за буква.

Ø "Фанты". На мелких листах пишем буквы, сворачиваем листики и кладём в мешок, коробку. Игроки поочередно достают фант и называют букву.

          На первом этапе обучения чтению совместно с изучением букв необходимо развивать фонематическое восприятие.

          Как, например, если мы будем готовить блюдо, то совершенно точно для придания вкуса и аромата мы будем использовать специи. Так вот, фонематическое восприятие - это и будут специи, отсутствие которых прямым образом повлияют на весь результат.

          Фонематическое восприятие - способность различать звуки речи. Например, для маленького ребёнка слова "крыша" и "крыса" могут звучать одинаково.

          Полное формирование фонематического восприятия происходит к двум годам, но при речевых нарушениях для этого требуется целенаправленная работа специалистов. К пяти годам у ребёнка формируется способность к звуковому анализу и синтезу. Простые формы формируются самостоятельно, более сложные при целенаправленной работе в школе. 

          Рассмотрим варианты игры на развитие простого анализа и синтеза:

Ø "Подбери пару".

Нам понадобятся картинки к словам парами. Мы произносим слова парами, а ребёнок показывает, что есть что.
КРЫСА-КРЫША
КИТ-КОТ
ЗУБЫ-ГУБЫ
СУП-ЗУБ
ДОЧКА-ТОЧКА-ПОЧКА-БОЧКА

Ø "Поймай звук /слово".

Ø "Ловушка". Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, в котором есть звук А? (кот, дом, мак) и т. д.

Ø Назови слово, которое начинается со звука П? 

          Итак, вы получили все "секретные ингредиенты" для первых шагов к обучению чтению, остаётся только продолжать следовать основному рецепту.

 



 


Возврат к списку