"Шахматное королевство"

«Без шахмат нельзя предвидеть полноценного
воспитания умственных способностей и памяти».
( В.А.Сухомлинский)
«Шахматы это не только спорт - они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся
ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
(В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Уважаемые родители!
Вы мечтаете, чтобы Ваш ребёнок:
- легко усваивал учебную программу в школе?
- ему хватало усидчивости на уроках?
- успешно выполнял самостоятельные, контрольные работы, ГИА и ЕГЭ, в условиях дефицита времени?
- всегда смог найти выход из сложной жизненной ситуации?
Если на все вопросы Вы дали положительный ответ - мы будем рады видеть и Вашего ребёнка членом шахматного кружка.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство умственного развития.
Содержание программы кружка «Шахматное королевство» имеет социально-педагогическую направленность.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико – синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Формы и режим занятий.
Программа кружка «Щахматное королевство» рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся по подгруппам с детьми подготовительной и старшей группы. Необходимым условием реализации программы является систематическое проведение занятий – 2 раза в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий до 25 минут. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями: занятие – сказка; занятие – театр; занятие – игра; занятие – тайна, занятие – погружение в решение забавных заданий; занятие без «неуспевающих»; занятие – мечта, занятие – викторина, занятие – турнир.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
К концу года все члены кружка усваивают основы шахматной игры.
Ребёнок, который продолжит обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования.
Цель кружка: помочь детям усвоить основы шахматной игры.
Задачи:
- познакомить детей дошкольного возраста с правилами игры в шахматы;
- учить ориентироваться на плоскости;
- активизировать мыслительную деятельность дошкольника;
- развитие памяти, внимания, усидчивости, наблюдательности, настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности в суждениях;
- развитие абстрактного и конкретного, творческого мышления;
- развитие умения грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, основанную на логике доказательств;
- вырабатывать у дошкольника работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Кочеткова Екатерина Александровна
Сравнительная сила фигур. Лёгкие и тяжёлые фигуры.
В шахматной партии фигуры одной стороны, нападая на фигуры другой стороны, ставят себя под бой. В результате шахматная партия сопровождается массой разменов. Ребёнок в процессе игры часто не задумывается какую свою фигуру отдаёт и забирает фигуру противника взамен. В этом он проигрывает или выигрывает качество. Чтобы правильно произвести размены, не проиграть партию преждевременно, необходимо знать сравнительную силу фигур. В шахматах принято следующее сравнение силы фигур.