Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Паспорт консультационного центра

просмотров: 131
01.09.2018

Актуальность: обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания.

 

Государство начинается с семьи. Согласно государственной политике главными воспитателями ребенка являются родители, они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста и переоценить его нельзя. К сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается во многих случаях недостаточно эффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Педагогические знания отрывочны, нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребенка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие - частые ошибки, снижающие его результативность.

Ошибочные подходы к этому процессу у родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребёнком, не проявляют достаточной заботы в гармоничном воспитании и развитии его личности. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи. Возникает необходимость разъяснять родителям огромную значимость, самоценность и уникальность периода дошкольного детства.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации ребенка. Целью взаимодействия этих социальных институтов является формирование единого сообщества: родители - дети - педагоги, основанного на гармоничных партнерских взаимоотношениях. Для обеспечения прав родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи и обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания в нашем учреждении создан консультационный центр. Благодаря ему специалисты детского сада могут систематически распространять педагогические знания, оказывать помощь семье в воспитании детей и подготовке их к школе, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственность между общественным и семейным воспитанием.

 

Функции консультационного центра:

Диагностическая функция обеспечивает, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.

Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения.

Коррекционная функция предполагает целенаправленную работу создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.

Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи, активное включение родителей в целенаправленный образовательный процесс.

Пропедевтическая функция обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка.

Координационная  функция направлена на координацию деятельности педагогов, специалистов ДОУ и родителей.

Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от сформированности родительской культуры. В этой связи дошкольное образовательное учреждение определяет условия работы с родителями, совершенствует содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий.

 

Формирование базиса родительской культуры

Компоненты

Задачи, направленные на формирование базиса родительской культуры

Когнитивный

Дать представления:

• о нормативно-правовых, психолого-педагогических и социально-педагогических основах воспитания детей в семье;

• об особенностях и закономерностях развития ребенка в раннем детстве;

• об основных потребностях детей раннего возраста и способах удовлетворения этих потребностей;

• о приоритетных задачах оздоровления, воспитания и социализации в раннем возрасте;

• о возможностях, принципах, методах и приемах семейного воспитания

Мотивационно- эмоциональный

· Формировать позитивного отношение к своему ребенку, выражающееся в принятии, любви, понимании и адекватном отношении к особенностям его развития и поведения.

· Вызывать интерес к общению с ребенком в процессе взаимодействия.

· Мотивировать на поиск и осуществление адекватной стратегии воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями своих детей.

Операционно-деятельностный

· Формировать инициативную воспитательную позицию родителей.

· Создавать условия для приобретения опыта взаимодействия взрослых и детей.

· Развивать навыки использования воспитательного потенциала разных видов деятельности (коммуникативной, предметной, игровой, учебно-познавательной, трудовой, художественно-продуктивной, бытовой) в соответствии с возрастом и интересами ребенка.

· Познакомить с методами и приемами воспитания и обучения детей раннего возраста, организации семейного досуга, конструктивного решения проблемных ситуаций, использования коррекционных возможностей семьи.

· Создавать условия для взаимообогощения опыта семейного воспитания.

· Способствовать осваиванию тактики эффективного взаимодействия с ребенком.

Ценностно-целевой

· Развивать способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, формировать гуманистический стиль взаимодействия с детьми.


 

Название

Консультационный центр для родителей(законных представителей), имею­щих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования     

Актуальность

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания

Основная цель

Обеспечение прав родителей (законных представителей),обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования на получение методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Задачи

-        оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

-        диагностирование проблемных зон в развитии ребёнка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;

-        проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

-        осуществление необходимых коррекционных и развивающих мероприятий в рамках деятельности консультационного центра;

-        оказание содействия в социализации детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

-        обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания;

-        психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

-        формирование родительской культуры.

Перспективы развития

1.      Расширение двусторонней связи «ДОУ – семья», формирование единого сообщества: родители - дети - педагоги, основанного на гармоничных партнерских взаимоотношениях

2.      Обеспечение всестороннего развития ребёнка

3.      Выявление объективных данных о работе КЦ:

-        сбор информации у заказчиков (анкетирование, беседы, интервьюирование, опросы и др.);

-        анализ собственной деятельности КЦ

Нормативно-правовые основы создания консультационного центра

-        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ)

-        Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ (ред. От 02.07.2013)

-        Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-        Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 29.07.2013 № 1623 «Об утверждении Примерного положения о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих дошкольное образование в форме семейного образования»

Организационные

мероприятия

Подготовительный этап

Создание условий для функционирования консультационного центра

Организационный

Постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения работы консультационного центра. Утверждение штатного расписания и плана работы консультационного центра. Размещение информации на сайте учреждения.

Практический

Достижение цели путём решения поставленных задач.

Обобщающий 

Подведение итогов работы по работе консультационного центра.  Трансляция опыта проделанной работы. Оформление окончательной модели оказания консультативной помощи.

Формы работы

Беседы, консультации, совместные занятия с детьми, лектории, практикумы, тренинги, работа библиотеки молодых родителей, выпуск газеты, памяток, листовок, бюллетеней

Территория реализации

МАДОУ г. Мурманска № 97

Ожидаемые результаты

1.      Повышение педагогической компетентности родителей, получивших методическую, психолого–педагогическую, диагностическую и консультативную помощь.

2.      Удовлетворённость родителей работой специалистов консультационного центра.

3.      Популяризация деятельности ДОУ.

Риски

-        многообразие консультативной поддержки в других центрах дополнительного образования, созданных на территории района микрорайона;

-        отсутствие должной заинтересованности у родителей дошкольников.

Контроль

-        письменные и электронные отчёты

-        информация на сайте учреждения

Документы, регламентирующие работу консультационного центра

-        Приказ Комитета по образованию администрации г. Мурманска №870 от 09.08.2013 г. «Об организации консультационных центров для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования на 2013 – 2014 учебный год»

-        Приказ МАДОУ г. Мурманска № 97 «Об организации консультационного центра»

-        Положение о консультационном центре

-        Журнал регистрации обращений

-        Журнал посещаемости консультаций, лекториев и т.д.

-        План работы консультационного центра

-        Режим работы консультационного центра

-        Паспорт консультационного центра

Для организации работы консультационного центра необходимо вести учет детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования.

Организация помощи родителям (законным представителям) в КЦ строится на основе интеграции деятельности специалистов старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возврат к списку