Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Как определить степень компьютерной зависимости у детей

просмотров: 2981
11.01.2015

 

Сутки напролёт перед экраном монитора, лучшие друзья – виртуальные монстры. Ребёнку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

До семи лет ребёнок не в состоянии провести чёткую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретённый в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности.

Проблему компьютерной зависимости интересно осветила психолог Ульяна Дмитриева из г. Кунгура Пермской области. Она вывела следующие степени компьютерной зависимости:

1-я степень – увлечённость на стадии освоения. Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение необычайно интересным предметом. Через месяц интерес к компьютеру обычно идёт на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают паузы, вызванные другими занятиям и увлечениями. Если выхода на этой стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погружённостью в игру, пребыванием за компьютером более трёх часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием готовиться к школе. Происходит падение успеваемости. Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

3-я степень – выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Наблюдается снижение успеваемости, регресс в развитии познавательных процессов. Вне игровой деятельности – чрезмерно тревожен, возбудим, рассеян. Угасание интереса к общению – полное. Возникает опасность перехода в четвертую стадию, если ребёнок пребывает за компьютером более пяти часов в день и не получает помощи родителей.

4-я степень – клиническая зависимость (у детей дошкольного возраста данная степень не наблюдается). Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с крайним их проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребёнок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Необходима помощь психиатра.

Памятка для родителей «Как определить степень зависимости ребёнка от компьютера?»

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребёнка. Они обращаются к ребёнку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребёнку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребёнка:

А. Ребёнок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребёнок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца новой игрушкой или начальный этап второй степени зависимости.

В. Ребёнок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3 степени.

В случае, если ребёнок вёл себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребёнку с развёрнутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви своё занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребёнка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

По материалам статьи педагога-психолога А.А. Фазлетдиновой "Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста" // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - № 6. - 2014.


Возврат к списку