Медлительные дети
В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные бытовые действия медленнее, чем их сверстники. В чём причина медлительности, каковы особенности таких детей?
У каждого человека свой оптимальный темп деятельности. Взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности, ребёнок 5-6 лет практически не дифференцирует быстрый и медленный темпы и может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Многие исследователи считают, что индивидуальный темп деятельности – врожденная характеристика, изменить которую практически невозможно.
Одной из причин резкого снижения скорости деятельности, трудностей переключения и длительного «врабатывания» может быть ослабленность организма ребёнка, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжёлые травмы, смерть близких и т.п.).
Неожиданное ухудшение результатов работы ребёнка должно быть своеобразным сигналом ухудшения его состояния. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения.
Главная особенность медлительных детей – более низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности. Обычно они робки, нерешительны. С трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут тугодумами. Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы, рассказывать стихотворение, петь песню. Начиная любую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать. Им легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими, нежели что-то новое.
У медлительных детей есть следующие особенности:
1. Время ориентировки гораздо продолжительнее (он дольше думает, как и что сделать). Это связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный (скрытый) период реакции у медлительных детей намного продолжительнее, чем у их сверстников.
2. Более длительное время от сигнала к действию (деятельности) до начала этого действия. Сигналом к деятельности обычно служит речевая инструкция (задание). Именно эта особенность определяет невозможность быстрого ответа, быстрой реакции медлительного ребёнка. Включается в детальность такой ребёнок в 1,5-2 раза медленнее, чем его сверстники. Эта особенность часто раздражает взрослых.
Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности её подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного.
Ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей, и эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия ещё более неловкими и медленными.
У медлительных детей, особенно если взрослые постоянно выражают своё недовольство, чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Восстановить желание ребёнка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребёнок.
Рекомендации взрослым в общении с медлительными детьми:
1. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительная, требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упрёков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых ещё больше замедляют включение в деятельность медлительного ребёнка.
2. Не торопите, не подгоняйте ребёнка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Необходимо сделать всё, чтобы осознавая свою медлительность, ребёнок в то же время не чувствовал свою ущербность, неспособность. Приучите себя к мысли: от того, что ребёнок медлительный, он не хороший и не плохой.
3. По возможности разгрузите ребёнка, не увлекайтесь дополнительными нагрузками.
4. Организуйте занятия по подготовке к школе так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с 15.00 до 17.00. Помните о физкультминутках.
5. Контролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную, активность.
6. Медлительному ребёнку необходимо время на раскачку.
7. Чётко организованный режим дня поможет ребёнку выполнять повседневные дела. При этом взрослый должен быть сам достаточно организован, иначе успеха не будет. Не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну.
8. Придумайте игру, которая поможет ребёнку преодолеть свою медлительность, можно сделать что-то вместе, соревнуясь (при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп). Очень важно, чтобы взрослые всегда были спокойными и доброжелательными.
9. Можно пошутить над «копушей», но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеётся ребёнок.
Иногда для коррекции чрезмерной медлительности возникает потребность в специальных занятиях. Но в основном развитие ребёнка происходит повседневно, нужно только не торопиться, не игнорировать детские вопросы, не сердиться, разъяснять и показывать несколько раз.
Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте 4-6 лет. Именно в этот период следует обратить внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, когда за ребёнка всё делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Нужно постепенно, без спешки и недовольства учить ребёнка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук. Особенно важны эти занятия до школы.