Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

Как предотвратить детские капризы и истерики

просмотров: 965
03.11.2013

 

Чаще всего родители оказываются безоружны против истерик, капризов и других выкрутасов собственного чада, переживающего возрастной кризис (в частности кризис трёх лет). Поиск верного пути методом проб и ошибок только усугубляет ситуацию, заводя её в тупик.

Если родители заметили наступление кризиса и поняли, что пора изменить отношение к ребёнку, этот период может пройти достаточно гладко и безболезненно. Успешно преодолев кризис трёх лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей среды:

  • осознаёт себя как отдельную личность, может обслужить многие свои потребности;
  • начинает овладевать собой и своим поведением;
  • постоянно и интенсивно учится;
  • играет, придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми.

Период «упрямого» кризиса – серьёзное испытание для родителей и детей. И успешное преодоление кризиса – залог успешных отношений с ребёнком в будущем.

О негативизме, упрямстве и других симптомах возрастного кризиса мы уже рассказывали в одной из предыдущих консультаций.

Понятия «капризы» и «упрямство» родственные, провести чёткую границу между ними сложно. Также одинаковы и способы преодоления капризности и упрямства.

Капризы – это действия, лишённые разумного основания: «Я так хочу и всё!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённые периоды выступают как форма самозащиты. Проявляются капризы в следующем:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
  • в недовольстве, раздражительности, плаче;
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризности способствует неокрепшая нервная система ребёнка. Часто капризы бывают нелепы и совершенно невыполнимы.
Благоприятными условиями для возникновения капризов и истерик являются:

  • переутомление;
  • некомфортная обстановка;
  • плохое самочувствие;
  • повышенная эмоциональная возбудимость;
  • чувствительность.

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования. Чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

При приступе капризности не надо идти на поводу у ребёнка. Иногда взрослые, уповая на то, что дети «ещё успеют наработаться», полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребёнок не любит трудиться.

Часто за капризом ребёнка, в случае его невыполнения его требований, наступает истерика. Для детских истерик характерны:

  • невероятная яркость, гротескность;
  • своего рода игра на публику;
  • зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.

Истерика может сопровождаться громогласным плачем, криками, битьём головы о стену или пол, расцарапыванием лица.

Регулярные детские капризы и истерики ведут к изменениям характера, расшатывают психику, порождают такие стойкие психопатические наклонности, как нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, неадекватность эмоциональных реакций.

Характерная особенность детских истерик – то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

Бывает так, что ребёнок при одном из родителей не позволяет себе капризов и истерик. Тогда корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно в реакциях родителей на поведение малыша. Если ему всё разрешают, выполняют все его требования, то последствиями такого воспитания становятся избалованность, вседозволенность. Родителям следует четко определить список запретов и всегда придерживаться однажды установленных правил.

Дети гораздо наблюдательнее, чем нам порой кажется. Поэтому взрослым необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого;
  • если мама не разрешила, значит нельзя;
  • ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого; важно не позволять ребёнку добиваться желаемого с помощью истерик;
  • в то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и находить компромиссы.

Как предотвратить приступ истерики у ребёнка:


1. Научитесь предупреждать вспышки истерики у ребёнка. Ребёнок скорее раздражается плачем и криком, когда он устал, проголодался или чувствует, что его торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ребёнок проголодался; собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребёнок не любит.
2. Переключайте внимание ребёнка на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-либо – так называемые команды «вперед», чем прислушиваться к просьбе прекратить это делать. Поэтому, если ребёнок кричит или плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо требования прекратить крик.
3. Назовите ребёнку его эмоциональное состояние. Малыш может оказаться неспособным выразить словами своё чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определённое название, например: «Может быть ты сердишься потому, что я не купила тебе эту игрушку». Дайте ему чётко понять, что, несмотря на чувства, есть определённые пределы его поведению. Это поможет ребёнку понять, что в некоторых ситуациях такое поведение не допускается.
4. Скажите ребёнку правду относительно последствий. При разговоре часто бывает полезным объяснить, что влечёт его поведение. Объясните просто: «Ты ведёшь себя плохо, и мы не позволим этого», «Если ты будешь продолжать, тебе придётся уйти к себе в комнату».

Если истерика началась, прежде всего, важно не раздражаться, взять себя в руки. Не стоит пускаться в длинные объяснения. Лучше отвлечь внимание ребёнка.

Необходимо твёрдо и простыми словами объяснить ему, почему взрослые не будут выполнять его требование. Как только истерика начинается - лучше встать и выйти из комнаты. Подобное «шоу» рассчитано на зрителя. Через некоторое время ребёнок успокоится и возобновит общение с родителями.

Важно научить ребёнка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. Также необходимо всей семьей выработать единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребёнка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить это невозможно.


Как помочь ребёнку пережить кризис:


1. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребёнка.
2. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребёнка, если он не просит.
3. Помните, что ребёнок испытывает ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твёрдость. Установите чёткие запреты. Их не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
4. Помните, что ребёнок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за тем, что вы говорите и делаете.
5. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша чем-нибудь нейтральным.
6. Когда ребёнок злится, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите разговор до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
7. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
8. Для благополучного развития ребёнка желательно подчёркивать, какой он уже большой, не сюсюкаться, не стараться всё сделать за него. Разговаривайте с ребёнком как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно.
9. Любите ребёнка и показывайте ему, что он вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
10. Общаясь с ребёнком, исключите грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитет.


Возврат к списку