Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

О половом (сексуальном) воспитании детей

просмотров: 1782
26.05.2014

«Как грустно, что многие родители ограждают своих детей от сексуальных знаний только потому,
что не хотят, чтобы дети знали больше, чем они сами.
Это тем более нелепо, что именно благодаря скудности своих знаний или полному невежеству
они сами были не особенно счастливы как мужчины и женщины».

В.Джексон, У.Мостен

Многих взрослых вводит в ступор ситуация, когда ребёнок по секрету начинает делиться знаниями «ПРО ЭТО». Чаще всего шквал подобной информации обрушивается на него уже в первые школьные годы. И порой за несколько месяцев пребывания в школе ребёнок узнаёт больше, чем за весь период дошкольного детства. Чтобы предотвратить в дальнейшем многие проблемы и искажённое понимание данного вопроса, родители должны уметь говорить со своими детьми на «эти темы».

Сегодня половое созревание начинается раньше. Поэтому информировать ребёнка в вопросах секса необходимо до того, как он наберётся сомнительной информации в Интернете или от друзей. Подобные знания дети должны получать прежде всего от родителей, поскольку именно в семье они знакомятся с такими явлениями, как рождение братика или сестрички, беременность мамы и т.п. Это естественно вызывает интерес у ребёнка.

Медики и психологи установили, что для нормального развития ребёнку надо знать, как он рос внутри мамы и что его связывает с папой. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой функции в будущем.

Младший школьный возраст – период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности младших школьников: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многим событиям. На эти психологические факторы должны опираться родители, осуществляя половое воспитание ребёнка. В этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т.п.

Младшие школьники начинают больше осознавать свою принадлежность, им свойственно поведение, связанное с пробуждением половых влечений. Ребята проявляют интерес к взаимоотношениям мальчиков и девочек, стремятся быть красивыми (особенно девочки). У мальчиков формируются черты мужественности, возникает желание помочь и защитить девочек.

Влюблённость, возникающая в младшем школьном возрасте, не должна пугать родителей – это чувство практически полностью лишено сугубо полового содержания. Детская любовь (а точнее дружба) ничего опасного в себе не таит: она чистая, непосредственная, прямая.

Ребёнок в 7 лет вступает в период детского романтизма. Стереотипы мужского и женского поведения усвоены уже достаточно прочно. Не последнюю роль в этом играют фильмы и книги – дети идентифицируют себя с их героями и стараются вести себя так же.

Ребёнок может целыми днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу только для того, чтобы его увидеть. Часто дети влюбляются в людей более старшего возраста: в учителей, братьев и сестёр своих друзей или даже в их родителей. Девочки и мальчики по группкам обсуждают, кто в кого влюблён, пишут любовные записки и заполняют самодельные анкеты, чтобы лучше узнать друг о друге. Начинается пора первых ухаживаний. Привязанность, начавшаяся в младшем школьном возрасте, может оказаться настоящим серьёзным чувством и сохраниться в течение всей жизни.

По мнению российских психологов и сексологов, в процессе полового воспитания нужно стремиться к тому, чтобы у детей были сформированы следующие представления:

  • О начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;
  • О биологической стороне репродуктивной функции;
  • Об изменения в эмоциональной (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюблённостях) и социальной сферах (изменение статуса ребёнка в связи с наступлением половой зрелости: к нему предъявляются повышенные требования, возрастает самостоятельность, ответственность за своё поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
  • О дружбе как многогранном проявлении отношений между людьми;
  • О том, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.
  • Не надо бояться детских вопросов на тему любви, происхождения человека, взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

 

Памятка для родителей «О чём и как говорить с детьми, обсуждая вопросы пола»

  • Всегда говорите правду, доступную ребёнку в его возрасте.
  • Постарайтесь вести беседу в естественной манере.
  • Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам.
  • Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами – ребёнку захочется узнать о вашем к ним отношении и переживаниях.
  • Не бойтесь сказать ребёнку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится всё, что он не понял.
  • Если ваш ребёнок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он их говорил. Например: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова».
  • Старайтесь правильно называть половые органы.
  • Дети должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Необходимо научить ребёнка говорить «нет» взрослым.
  • Беседы о приближающимся половом созревании следует начинать прежде, чем ребёнок достигнет подросткового возраста.
  • Не говорите ребёнку: «Ты ещё слишком мал, чтобы понять это». Если он задаёт конкретный вопрос, то должен получить чёткий ответ в доступной для него форме.
  • Ответив на вопрос ребёнка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте несколько ваш ответ соответствует тому, что он действительно хотел узнать.

 

По данным материла статьи Бузук С.И. «Психологическая помощь родителям в половом воспитании детей»

// Справочник педагога-психолога. – 2014. - № 3.




Возврат к списку