О конфликтах между взрослыми
Дошкольное образовательное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей.
Часто от согласованности подхода к воспитанию ребёнка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности и многое другое.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам, действующим как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Могут иметь место неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей или педагогов. Например, неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребёнка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами; - другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребёнка, даёт какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя; - ещё одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребёнка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно; - будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребёнок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдёт", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя своё любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребёнка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребёнка гораздо лучше?!
То есть, конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму, если учитывать следующее -
Воспитателям:
-
- информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
- показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
- научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
- использовать различные формы и методы в работе с родителями (беседы и консультации, анкетирование, дни открытых дверей и другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребёнка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
К счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьёзном и вдумчивом сотрудничестве.
Одним из эффективных способов общения и профилактики конфликтов является применение техники «Я-высказывание»:
«Когда я часто слышу о своем ребёнке негатив, я расстраиваюсь (обижаюсь, злюсь и т.п.), мне бы хотелось получать о нём и положительную информацию тоже»;
«Когда мне предъявляют претензии в грубой форме, я чувствую беспомощность (обиду, гнев и т.п.), для меня важно слышать от вас просьбы в более спокойном, уважительном тоне».
Притча о правде.
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. Напуганный, он призвал к себе придворного толкователя снов.
Тот выслушал его и сказал:
— Повелитель! Сон говорит
о том, что вскоре ты потеряешь всех своих близких.
Властелин разгневался и велел бросить несчастного в тюрьму. Затем призвал другого толкователя. Тот, выслушав сон, немного подумал и сказал:
— Господин мой! Сон говорит о том, что ты переживёшь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя снов за это доброе предсказание. Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был жестоко наказан, а ты вознагражден? — спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать.